Примерное время чтения: 6 минут
181

Усиление госрегулирования поможет экономике Саратовской области?

АиФ-Саратов № 6. "АиФ-Саратов" 05/02/2015

Банковские ставки - заморозить

- Николай Сергеевич, расскажите, как российской экономике преодолеть нынешний непростой период?

- Сегодня без разработки научной стратегии экономического развития не обойтись, а определяющим фактором должно стать усиление государственного регулирования экономики.

В Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, который еще называют антикризисным, предлагается ряд мер, стимулирующих развитие бизнеса. Это говорит о том, что государство начинает активно вмешиваться в развитие экономики. Есть примеры других стран, в частности Израиля 30-летней давности, когда именно госрегулирование за полтора года вывело страну из кризиса, вызванного в том числе и экономическими санкциями извне. Там были приняты очень жесткие меры со стороны государства, заморозившего на минимальном уровне все банковские ставки, в том числе по ипотечным кредитам. На фоне роста цен, инфляции платить по этим кредитам нужно было гроши, и за время кризиса люди смогли приобрести в собственность квартиры. Параллельно произошло укрепление национальной денежной единицы. Кстати, в антикризисном плане прописано снижение банковских ставок по кредитам для реального сектора экономики, что уже и происходит: Центробанк РФ понизил ставку рефинансирования до 15%.

-Есть ли рецепт решения проблемы развития экономики в условиях санкций?

- В условиях западных санкций возрастает роль наших торговых представительств за рубежом.

Это тот рычаг, тот механизм, который позволит нам решить многие проблемы импортозамещения. В странах, применяющих к нам санкции, главная работа торгпредств - это в первую очередь информационное воздействие. Они должны говорить о том, что санкции приводят к разрушению собственной экономики этих стран. С другой стороны, они призваны вести поиск таких партнеров, которые через дочерние компании могли бы поставлять нам материалы и технологии, запрещенные санкциями.

В тех странах, которые не приняли санкции по отношению к нам, торгпредства могут искать контрагентов, которые на долгосрочной основе будут с нами работать именно по созданию высокотехнологических производств. Раньше существовал термин «прямые длительные хозяйственные связи».

Мы должны восстановить или создать такие связи со странами, которые не ограничиваются только экспортом-импортом товаров, а готовы создавать новые производства, необходимые нам.

Три задачи для власти

- Николай Сергеевич, какие, на ваш взгляд, первоочередные задачи в экономике нам необходимо решить в ближайшее время?

- Сегодня, я считаю, мы должны решить на уровне страны и региона три главных вопроса. Первый: определить ключевые отрасли производства, на которые будем опираться. Причем эти отрасли должны быть высокотехнологичными. Пока у нас не будет собственного нормального машиностроения, передовой радиоэлектроники, других отраслей, которые определяют бытие и сознание сегодняшнего общества, мы не сможем развиваться дальше. Основания для этого есть. Если взять Саратовскую область, у нас создан кластер электронной промышленности на базе ОАО НПП «Алмаз», который входит в корпорацию «Российская электроника».

Второй вопрос: мы должны производить конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны новые технологии. Их нам никто не подарит. Санкции отрезали нас в первую очередь от технологий. Еще один немаловажный момент: большинство предприятий работают на импортном оборудовании. Санкции запрещают продавать нам оборудование и запчасти к нему. Мы должны перейти на отечественные образцы, которые дадут нам возможность еще и сделать технологический рывок. Здесь без науки, без ее развития и стимулирования не обойтись.

Наконец, третий вопрос: чтобы развиваться, нужны инвестиции. Откуда их взять? Санкции коснулись банковского сектора, мы оказались отрезанными от внешних инвестиций, от финансовых источников. Очевидно, сейчас упор должен быть сделан на инвестиции с Востока, из стран БРИКС. И такая политика уже проводится. Для примера: у нас в Красноармейске будут выпускать китайские автобусы. Привлечь инвестиции поможет и деофшоризация экономики, о которой постоянно говорит президент страны Владимир Путин.

- Любой кризис рождает социальную напряженность в обществе…

- Снять ее - задача государственная: и местной власти, и федерального правительства. Разные страны по-разному решали эту проблему. Например, когда в Англии закрылась угольная промышленность по причине ее нерентабельности, правительством М. Тэтчер была принята государственная программа по переподготовке людей и созданию рабочих мест в других отраслях.

Сегодня без целевых государственных программ с соответствующим финансированием решить многие задачи в экономике невозможно. Такие программы должны действовать во всех сферах деятельности.

- И подкрепляться соответствующим финансированием. Но где его взять? Ведь с падением цен на нефть оскудел и источник налоговых поступлений.

- Этот источник все равно остается. Когда нефть стоила 90 долларов за баррель, примерно 40 долларов из них у добывающих компаний уходило на налоги. Сейчас при 50 долларах за баррель на налоги уходит 25-30 долларов. В то же время нам нужно провести ревизию всех государственных программ, которые реализуются. Посмотреть, насколько они эффективны, и выделить приоритетные. А от неэффективных госпрограмм, которых у нас, по некоторым данным, до 30 процентов, нужно отказаться. Главное - целевая направленность программ и контроль за использованием бюджетных ресурсов.

Готовы к сотрудничеству

- Органы государственной власти привлекают ученых-экономистов к решению задач социально-экономического развития региона?

- Да, правительство области, министерство экономического развития постоянно привлекают к сотрудничеству экспертное сообщество.

Сотрудники Эконома являются членами высшего экономического совета области. Часто мы выступаем экспертами проектов региональных законов. Совместно с правительством области мы создали ситуационный центр по социально-экономическому мониторингу развития региона. Мы готовы помогать создавать планы развития муниципальных образований, отслеживать их выполнение. Работа идет, но мне хотелось бы, чтобы она была более активной. Я считаю, что мы можем принести больше пользы. Все-таки любой орган государственной власти в первую очередь нацелен на выполнение тех мер, которые должны быть реализованы уже сегодня. Мы же как внешние эксперты можем по-иному взглянуть на ситуацию, предложить решения, которые самому исполнительному органу в процессе текущей работы не видны.

- Можете привести примеры?

- Еще десять лет назад профессор нашего института Антонина Сухорукова в своих работах исследовала проблему импортозамещения продовольственной продукции. Проблема уже тогда была видна, и ученый об этом говорил. Те идеи, которые тогда были высказаны, актуальны и сейчас.

В последнее время в институте часто проводятся круглые столы по актуальной проблематике социально-экономического развития региона с участием губернатора Саратовской области Валерия Радаева и членов регионального правительства. Нам есть что предложить. Мы открыты для общения и сотрудничества.

- Расскажите о своей научной деятельности.

- Сфера моих научных интересов - это проблемы обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов экономики. В своих работах я пытаюсь исследовать факторы, позволяющие предприятию быть конкурентоспособным. Сегодня я вижу, что главная задача - развитие стратегии достижения конкурентоспособности через стратегию импортозамещения. Самое главное - чтобы наши предприятия котировались на мировом и внутреннем рынке. Тогда они будут востребованы, будут развиваться.

Досье: Николай Яшин родился 19 декабря 1957 года. Доктор экономических наук (1998), профессор, действительный член Международной академии корпоративного управления (с 2002), член-корреспондент РАЕН (с 2007). Автор более 100 научных и учебно-методических работ, руководитель научной школы по управлению качеством.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах