aif.ru counter
37

Территория детства: какой урок самый важный?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "Аргументы и Факты - Саратов" 23/05/2012

Накануне итоговой аттестации школьников - она стартует в следующий понедельник, 28 мая, - корреспондент «АиФ - Саратов» побеседовала с победителем недавно завершившегося областного конкурса «Учитель года - 2012» об имидже профессии и соответствии учебного процесса требованиям социума. Юлия Киреева поделилась мнением о том, чем может обернуться замена учебников планшетами, и почему многие родители по сей день воспринимают ЕГЭ в штыки.

Без указки и галстуков

- Словосочетание «школьный учитель» у многих из нас ассоциируется с длинной указкой, назидательными интонациями и внимательным взглядом сквозь очки. Каким запомнится наставник сегодняшним выпускникам?

- Хотелось бы верить, что - добрым сотрудником. По-моему, излишне говорить о том, насколько изменилась школа. Если сто лет назад педагогика была миссией мужчин, то теперь эта ноша, по большому счету, легла на плечи женщин. Чем это объяснить? Скорее всего, некогда утерянным, а сегодня «воскрешаемым» престижем. Во времена церковно-приходских школ образование было связано с высоким социальным статусом, а чуть позже оно стало общедоступным, то есть массовым. У советской и постперестроечной школ также были свои установки. Они были ориентированы на основательность и глубину знаний.

Наша жизнь не стоит на месте, и, чтобы за ней успеть, всем надо быть прилежными учениками. Куда нам, например, сегодня без компьютеров и Единого госэкзамена! Школьники к ним настолько привыкли, что воспринимают как должное. Им не с чем сравнивать, в отличие от родителей, для большинства из которых ЕГЭ сродни вызову сложившимся устоям.

Уже канули в лету указки и мелки, им на смену пришли планшеты с интерактивными досками. Чем они плохи? Не тем ли, что лишают ребенка тактильного общения с книгами? Если он растет в читающей семье, источник информации будет признан не только в учебнике. А с учетом ежегодно растущих нагрузок - что опять же является социальным заказом - планшет освободит школьный портфель как минимум на пару килограммов.

- В погоне за всесторонними знаниями не забывает ли школа о воспитании детей? Чем вы могли бы объяснить возросшее число суицидов, совершаемых школьниками?

- Да, это сложный вопрос. С началом реформы образовательного процесса в адрес педагогов посыпалось немало нареканий по этому поводу. Мол, у загруженных портфолио и многочисленными планами учителей нет времени заглянуть во внутренний мир ребенка. А между тем это входит в их обязанности. На глазах у школьного наставника дети вырастают в личности. И какими они будут «кузнецами своего счастья», во многом зависит от нас. В отличие от родителей, наблюдающих поэтапное взросление чада, учитель имеет возможность сравнения его со сверстниками. Да, семья накладывает на маленького человека огромный отпечаток, она формирует его, но не меньшую роль при этом играет школа, в стенах которой дети проводят почти все свое детство и юность. На примере того же ЕГЭ: по негативному настрою учащегося «домашние разговоры» читаются практически без ошибок. Отсюда - внутренний конфликт. Еще хуже, когда мама с папой игнорируют ребенка, вроде «не лезь», «отстань», «давай потом»… Или вызывают его на доверительную беседу, а затем одергивают, либо упрекают. Школьник замыкается в себе, и все его нерешенные вопросы складываются в якорь под названием агрессия. Она тормозит и разлагает личность, а кроме этого, делает ее поведение асоциальным.

Неоправданная экономия

- И все это на фоне школьной экономии на психологах.

- С учетом плотного расписания, психолог сегодня нужен не только школьникам, но и педагогам. С другой стороны, в нашей профессии редко встречаются случайные люди. Учитель во все времена отличался колоссальным терпением и настойчивостью. Без любви к детям, равно как без умения вызывать и оправдывать их доверие, в школе делать нечего. Недаром говорят, что учитель есть не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Ребенок быстро чувствует фальшь. Завоевать его расположение без знаний компьютерных программ и молодежных движений сегодня практически невозможно. Но как удержать авторитет и не ударить лицом в грязь!? Как не стать объектом для насмешек? Сегодняшний школьник не приемлет снисходительного к себе отношения, но с охотой ответит на сотрудничество и партнёрство. О чем все это говорит? О том, что каждый педагог должен быть, как минимум, хорошим психологом, который умеет говорить с ребенком на доступном ему языке.

Учитель - это на всю жизнь. Несмотря на пошатнувшийся в обществе статус и ежегодно растущие нагрузки. У этой профессии есть определенный социальный портрет, без совпадения с которым давать уроки не получится.

- Для большинства абитуриентов при выборе профессии определяющую роль играет будущая заработная плата. Что подтолкнуло вас идти в учителя?

- Редкий малыш не мечтает стать врачом или наставником. Так, по большому счету, случилось и со мной: «играть в школу» я начала задолго до того, как впервые села за парту. Но сколько трудностей таит в себе профессия, я поняла намного позже, когда переступила порог класса, уже став молодым специалистом. Не раз порывалась уйти, сменить работу на более доходную... Но нет. Даже получая мизер, я находила возможность покупать дорогие книги. Сегодня ситуация во многом изменилась. И теперь, когда мне задают вопрос о том, начну ли я лучше учить, если возрастет моя зарплата, отвечаю, не кривя душой: мое отношение к профессии рублем не измерить.

Переродившаяся пионерия

- Как бывший председатель совета дружины, не сожалеете о том, что время пионерских галстуков и костров осталось в прошлом?

- Пионерию вы имеете в виду как рычаг давления или всеобщей занятости? Современная школа, в отличие от школы 30-летней давности, стала более демократичной. Она приветствует во всем инициативу и творческий подход. Если эти качества есть, то пожалуйте в «Синегорию». Она является своеобразной альтернативой некогда существовавшей идейной организации. А если ребенку это не по душе, лузером и аутсайдером его никто не назовет и отчитывать на партсобраниях не будет. Воспитанная пионерской клятвой, я нахожу сегодняшнюю школу более интересной и привлекательной.

Досье: Юлия Киреева - учитель немецкого языка, победитель областных конкурсов: «Wir sind Profi 2010», «Учитель года - 2012». Родилась в Балакове в 1976 году. В 1998-м окончила педагогический институт им. К. А. Федина. Педагогический стаж насчитывает 14 лет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах