Начало года - лучшее время для планирования или корректировки уже имеющихся планов, особенно если от правильно поставленных задач зависят благосостояние региона и его жителей, превращение Саратова в комфортное для обитания и развития место. Не зря члены Высшего экономического совета сосредоточились на решении двух основных вопросов, имеющих непосредственное отношение к перспективам развития области. Во-первых, необходимо было решить, стоит ли Саратову превращаться в агломерацию. Во-вторых, запущенный в последние годы процесс импортозамещения предполагает не просто следование устоявшимся стандартам региональной продукции, а непрерывный поиск новых ресурсов. Это важно как для страны в целом, так и для развития отдельных регионов. Как выясняется, ресурсы для роста у Саратовской области есть. Но обо всем по порядку.
Славное прошлое
Участникам Совета и всем присутствующим напомнили, что в конце XIX века Саратов находился в десятке крупнейших городов Российской империи. А если исключить из перечня городов те, которые больше не находятся на территории России, то место будет еще почетнее - сразу вслед за Москвой и Санкт-Петербургом. Не зря же именно здесь в 1909 году был основан университет, а в 1912 году открылась консерватория, первая среди провинциальных городов.
К сожалению, удержать достигнутые позиции городу не удалось, за последние 100 лет по темпам роста Саратов уступил многим городам.
Зажиточный купеческий город не очень доброжелательно отнесся в 1917 году к новой власти. Устанавливать советский порядок пришлось здесь достаточно долго, что в заметной степени подорвало доверие большевистских лидеров к столице Поволжья. Хотя столицей Нижне-Волжской области, а потом и Нижне-Волжского края до 1932 года Саратов побывать еще успел. К 1930-м годам проявилось и еще одно прискорбное обстоятельство: поскольку Транссибирская магистраль, строившаяся с 1891 по 1916 год, прошла значительно севернее Саратова, то город постепенно оказался в стороне от основных торговых и пассажирских путей. Поэтому к моменту распада Советского Союза бывшая столица Нижне-Волжского края так и не смогла достичь миллионного населения, а соответственно, и получать те преференции, которыми обладали города-«миллионники». Бывшие соседи по Поволжью оказались к тому моменту намного проворнее.
Понимая эти обстоятельства, губернатор Валерий Радаев делает все, чтобы вернуть региону былую славу. Это проект по строительству нового аэропортового комплекса в Сабуровке, переговоры с руководством РЖД по реконструкции саратовского железнодорожного вокзала, стремление войти в крупный международный проект по строительству трассы Москва - Пекин через нашу область. Их реализация позволит сформировать в регионе крупный транспортно-логистический центр и придать новый импульс развитию.
Инновация или реальность?
На протяжении последних месяцев из уст специалистов по урбанистике, активно посещающих Саратов, а также от областных чиновников часто приходится слышать слово «агломерация». Причем использование этого термина напрямую увязывается с тенденциями развития современного градостроения.
Термин «агломерация» еще не получил юридической прописки, но в научном языке утвердился прочно. В XX веке стремительный рост городов привел к тому, что отдельные населенные пункты стали срастаться друг с другом, образуя многомиллионные и многокилометровые территории, развивать которые было удобнее не по отдельности, а совместно, эффективно распределяя затраты и определяя наиболее перспективные точки роста. Стоит подчеркнуть, что создание агломераций никогда не было продиктовано модой, а являлось лишь констатацией выхода городского пространства на новый уровень развития. В этом смысле и создание Саратовской агломерации, как отдельно подчеркнул на Совете глава региона Валерий Радаев, представляет собой попытку по-новому взглянуть на те явления, которые и так уже происходят, и направлено на создание комфортной среды проживания.
Вопрос ведь не в термине, а в том, что Саратов действительно вышел за свои административные рамки. Его потребности определяют необходимость в привлечении дополнительных ресурсов, например трудовых. И здесь значительную помощь могут оказать соседние населенные пункты, если взаимодействие с ними будет построено по логике единого развития, а не по принципу «спасение утопающего - дело рук самого утопающего». Горожанам и жителям окрестностей будет намного проще, когда создание стратегии транспортного развития, зон отдыха или новых промышленных предприятий будет происходить из единого центра. Правда, здесь необходимо учитывать и те экономические тенденции, которые нужно уметь применять себе во благо.
Направления роста
Интересно, что когда-то развитие Саратова предполагалось в сторону юга. По крайней мере, именно в том направлении в 1960-е годы планировался аэропорт, а также дальнейшее распространение жилой застройки. Но законы урбанизации неумолимы и внесли свои коррективы: формирующаяся агломерация стала форсировать Волгу. Речь идет об Энгельсе. Его можно включить в состав единой урбанизированной территории не только по формальным признакам (ведь даже на Волге несколько городов расположены по обе стороны реки), но и по сути. Немало жителей Энгельса предпочитают работать в Саратове, где выше зарплаты, а жить в своем родном городе, что связано с более низкими ценами на жилье. Нахождение в рамках одной агломерации позволит грамотнее распределять и сосредотачивать экономические ресурсы.
«Необходимо понимать, что у нас всего три источника финансирования проектов: средства федерального бюджета, областные деньги и инвестиции. Только при комплексном подходе мы сможем рационально и грамотно расходовать имеющиеся средства. Например, городской пляж, который будет создан в 2017 году, это не только зона отдыха для саратовцев, но и способ укрепления берега. Мы также ведем и переговоры с РЖД, чтобы до нового аэропорта в Сабуровке были пущены максимально быстрые и комфортные экспрессы», - констатировал Валерий Радаев.
Саратовские недра
Не только про агломерацию шла речь на заседании Совета. Саратов традиционно считался житницей не только Поволжья, но и всей России. Но не одними злаковыми культурами богат регион, есть в нем и подземные богатства, в частности залежи горючего сланца, оцениваемые специалистами в 9 млрд тонн. Продуктами переработки горючего сланца являются сланцевый кокс и рений. Сланцевый кокс служит источником графита, из которого изготавливают стержни и основания для атомных реакторов, а рений представляет собой один из самых дорогих металлов. Он используется для изготовления жаропрочных сплавов и применяется, например, в космической промышленности.
В настоящее время, как было озвучено на Совете, сланцевый кокс доставляется в Россию из Эстонии, что вызывает достаточно серьезные опасения, учитывая его применение в оборонной промышленности. Ежегодно России необходимо около 3000 тонн сланцевого кокса и 10 тонн рения.
На протяжении нескольких десятилетий было известно, что в Перелюбском районе находятся залежи горючего сланца, но добыча и переработка этого полезного ископаемого считались экономически нерентабельными. В последнее время саратовскими учеными сделан мощный прорыв в этой области, что позволяет организовать добычу и глубокую переработку сланца в рамках единого производства. Результатами исследований заинтересовался Росатом, так что в ближайшее время планируется создание опытного полигона в Саратовской области. Это особенно важно, учитывая, что других подобных месторождений на территории страны просто нет.