Примерное время чтения: 4 минуты
89

Эксперт ПИУ РАНХиГС об обновленных правилах тушения лесных пожаров в России

Гульнара Казакова / АиФ
Саратов, 2 марта - АиФ-Саратов.

Обновленные правила тушения лесных пожаров вступают в РФ в силу с 1 марта 2023 года, координация сил и средств при тушении лесных пожаров возложена на Федеральное агентство лесного хозяйства (источник: ТАСС).

По мнению эксперта Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидата юридических наук, доцента Анны Алихаджиевой, пожары являются основным фактором, оказывающим негативное воздействие на экологический и ресурсный потенциал лесов России. «Решение мировой проблемы борьбы с лесными пожарами зависит исключительно от решения организационных, финансовых вопросов, от наличия взаимопонимания специалистов соответствующего профиля, проявления политической воли, гражданского самосознания. Принятые ранее системные решения позволили сократить площадь лесных пожаров, однако, как показало время, состояние лесного комплекса не улучшилось. Глобальное значение российского леса в современных экономических и экологических условиях умножает нашу ответственность по его сохранению и воспроизводству.

В Лесной кодекс Российской Федерации, действующий с 2006 года, чаще всего вносились изменения в части, предусматривающей создание правовых механизмов достоверного учёта лесных ресурсов, прослеживаемости древесины, контроля сделок с древесиной, а также совершенствования федерального государственного лесного надзора, декриминализации лесного комплекса. Необходимость в сохранении лесов от незаконной заготовки, загрязнения, иного негативного воздействия обсуждается на всех уровнях власти. Подтверждением служат Национальный проект "Экология" и Федеральный проект "Сохранение лесов", призванные обеспечить к 2024 году 100% баланс восстановления леса и сокращение ущерба от лесных пожаров почти в 3 раза. Лесные пожары — это губительное явление как для экологии, так и для людей. Чрезвычайно важно вести профилактику пожаров, уметь их быстро локализовать в случае возгорания. За 2017-2021 гг. пожары прошли 34,6 млн га (или 4,4%) леса, а восстановление леса провели только на 5,2 млн га (0,7%). Всего за 5 лет сгорело на корню 538 млн м3 леса – почти половина от заготовки (1,1 млрд м3) и 0,65% запасов древесины. Из-за пожаров стало гибнуть в 8 раз больше леса, чем его восстанавливают, такова официальная статистика гибели лесов на территории Российской Федерации. К примеру, крупные природные пожары, произошедшие в Рязанской области в августе 2022 года, нанесли ущерб в размере более 200 млн рублей землям лесного фонда.

Самая тяжёлая ситуация сложилась традиционно в сибирских регионах. Несмотря на принимаемые меры, большинство негативных тенденций, отрицательно влияющих на состояние охраны лесов от пожаров, сохраняется, а отдельные из них (состояние лесопожарной техники, снижение потенциальных возможностей авиационной, пожарной служб) усугубилось. Таким образом, борьба с лесными пожарами является приоритетной задачей, стоящей перед российской лесной отраслью. Повышение степени ответственности за ликвидацию огня в лесах с регионального до федерального уровня позволит более оперативно реагировать на угрозу распространения огня, в том числе выделять необходимые для этих целей материальные средства.

Для противодействия огненной стихии в России распоряжением Михаила Мишустина создана правительственная комиссия по ликвидации лесных пожаров. В обязанности Комиссии вменена координация деятельности федеральных министерств, органов власти регионов по локализации и ликвидации лесных пожаров на территории ряда субъектов центральной части России. Главной задачей для региональных властей в вопросе обеспечения безопасности является сокращение площади пожаров на территориях лесного фонда в два раза в ближайшие 5 лет.

Одно из главных нововведений, вступивших в силу с 1 марта текущего года — изменение требований к установлению зон контроля лесных пожаров. Теперь его представители вправе давать указания о возобновлении тушения пожаров в зонах контроля. Кроме того, Постановление Правительства от 24.10.2022 года № 1885 внесло изменения в ряд действующих правил противопожарного режима. Пятнадцатью главными изменениями в правилах противопожарной безопасности в первую очередь должны владеть специалисты по пожарной безопасности. Изменения коснулись привлечения сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от площади лесного пожара и удалённости от населенных пунктов, объектов экономики, особо охраняемых природных территорий.

Важно, что новые Правила тушения немного расширяют полномочия руководителя тушения лесных пожаров. В частности, ему даётся право объявлять наличие угрозы населённому пункту или объекту инфраструктуры. Полностью запрещено включать в состав зон контроля особо охраняемые природные территории, а также участки, предоставленных в пользование (или запланированные в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации) для заготовки древесины, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществления рекреационной деятельности, создания лесных плантаций и их эксплуатации и прочее. Действующие правовые механизмы, направленные в том числе на повышение качества нормативного регулирования в лесной отрасли призваны обеспечить повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности.

Проблема лесных пожаров — глобальный вызов для развития человечества в XXI веке, она требует особого внимания и выработки общих подходов к её решению как на национальном, так и на международном уровнях. Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной деятельности, обеспечивающей экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала российского леса», – отметила эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах