Минэкономразвития РФ предлагает с 2025 года установить федеральный инвестиционный налоговый вычет в размер 6% от расходов компаний на инвестиции, его смогут применять организации из некоторых секторов экономики, в том числе добычи полезных ископаемых, а также обрабатывающих производств и гостиничного бизнеса. Это следует из разработанного МЭР проекта постановления правительств РФ, размещенного на портале проектов нормативных актов (Источник: ТАСС).
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения Александра Рындина отмечает: «В России для плательщиков налога на прибыль с 1 января 2018 года предусмотрена возможность применения инвестиционного налогового вычета. Широкие полномочия по условиям его предоставления были предоставлены регионам. Предполагалось, что этот налоговый инструмент позволит региональным властям с большей эффективностью формировать инвестиционную политику и окажет положительное влияние на инвестиционную привлекательность как регионов, так и страны в целом. Однако, лишь немногие субъекты федерации сразу приступили к разработке регионального законодательства по данному направлению. На 1 октября 2020 года правом введения данной льготы воспользовались более 60 регионов. В 2023 году инвестиционный налоговый вычет установлен в 73 субъектах Федерации. Основная сложность широкого внедрения данного инструмента заключалась в том, что практически в половине субъектов федерации (50 субъектов на 1 апреля 2020 года), в которых был принят закон о введении инвестиционного налогового вычета, не было налогоплательщиков, соответствующих требованиям.
6 июля 2023 года Правительство подержало законопроект о совершенствовании с 2024 года механизма предоставления инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, предполагающий установление единых критериев применения этой льготы на региональном уровне и привязку к реализации проектов, в том числе направленных на достижение страной технологического суверенитета.
Анализ применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль за 2022-2024 годы позволят увидеть, что наблюдается увеличение числа компаний, использующих вычет, что свидетельствует о повышении интереса к инвестициям в основные средства и модернизацию. Лидирующими отраслями, в которых наиболее востребован данный инструмент, являются производство, IT, энергетика и инфраструктура. Эти сектора показали значительное увеличение объемов инвестиций.
При этом следует отметить, что в краткосрочной перспективе наблюдалось снижение налоговых поступлений от налога на прибыль. Однако в долгосрочной перспективе ожидается рост налоговых поступлений благодаря увеличению прибыли от новых инвестиций.
К основным проблемам, с которыми сталкивались потенциальные пользователи данного налогового инструмента можно отнести:
– недостаток информации и бюрократические препятствия при оформлении заявок на вычет;
– необходимость повышения осведомленности о механизмах получения вычета.
При этом разные регионы демонстрировали разные результаты в использовании вычета, что связано с уровнем экономического развития и наличием инфраструктуры.
Так, в 2023 году на частичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от применения инвестиционного налогового вычета из федерального бюджета направлено более 2,6 млрд рублей. Выделенные распоряжением Правительства средства распределены между 32 российскими регионами, где внедрена система поддержки новых инвестиционных проектов «Региональный инвестиционный стандарт» и предприниматели пользуются таким налоговым вычетом. Это республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Тыва, Удмуртская Республика, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Челябинская области.
Компании отмечали положительное влияние вычета на инвестиционные решения, однако указывали на необходимость упрощения процедур.
В целом, применение инвестиционного налогового вычета за 2022-2024 годы продемонстрировало положительную динамику в привлечении инвестиций, однако требует дальнейшего совершенствования механизмов его реализации для повышения эффективности и устранения существующих барьеров.
Инвестиционный налоговый вычет имеет потенциал стать важным инструментом для стимулирования экономического роста. Однако его успешная реализация требует четкой стратегии, контроля и прозрачности, чтобы избежать возможных негативных последствий.
Федеральный инвестиционный налоговый вычет, который предполагается ввести в 2025 году, представляет собой значимый шаг в поддержке инвестиций и стимулировании экономического роста. К основным условиями получения вычета отнесены:
– Квалифицируемые расходы: вычет будет доступен на определенные виды активов, включая новое оборудование, технологии и основные средства;
– Минимальный объем инвестиций: установление порога для минимальных инвестиций, которые должны быть осуществлены для получения вычета;
– Сроки реализации проектов: необходимо будет соблюдать определенные сроки для реализации инвестиционных проектов;
– Отчетность и контроль: компании должны будут предоставлять отчетность о выполнении условий для получения вычета, что обеспечит прозрачность процесса.
Предполагается, что этот механизм позволит предприятиям и организациям снижать налоговую нагрузку за счет инвестиций в определенные активы, что может способствовать увеличению капитальных вложений в различные сектора экономики.
Ожидается, что наряду с уже действующим региональным инвестиционным налоговым вычетом, федеральный окажет влияние на следующие параметры социально-экономического развития:
– Увеличение объемов производства: ожидается рост объемов производства благодаря модернизации и обновлению оборудования;
– Развитие новых технологий: стимулирование внедрения новых технологий, что может повысить конкурентоспособность отечественных производителей на международной арене;
– Региональное развитие: инвестиции могут быть направлены в регионы с низким уровнем экономической активности, что будет способствовать их развитию.
Однако существует и ряд рисков, к которым можно отнести следующие:
– Недостаток информации: необходимость в образовательных программах и информационных кампаниях для бизнеса о новых условиях;
– Бюрократические барьеры: возможные сложности с оформлением документов и получением вычета;
– Неравномерное распределение инвестиций: риски концентрации инвестиций в определенных секторах или регионах.
В целом, введение федерального инвестиционного налогового вычета может стать важным шагом к созданию более благоприятного инвестиционного климата в стране».