5 октября в Государственном Кремлевском дворце объявят победителя конкурса «Учитель года России - 2023». Среди участников этого профессионального смотра преподаватель истории и обществознания саратовского лицея Светлана Подкопаева.
Мы побеседовали с ней о роли исторической науки в воспитании юных граждан и о том, как сформировать к ней интерес.
Наука - средство воспитания
Александр Тиховод, АиФ-Саратов: - Светлана Александровна, предмет «История Отечества», всегда служивший основой идеологической работы, не раз претерпевал кардинальные перемены. На ваш взгляд, преодолен ли кризис поиска исторической истины?
Светлана Подкопаева: - В аспекте высшего и среднего образования, считаю, да, он преодолен. Теперь есть единый учебник по нашему предмету, есть общая концепция науки. Это обстоятельство уже само по себе исключает, что в некоторых регионах страны ученики усвоят один взгляд на конкретный исторический факт, а в других возобладает позиция, отличная от общепринятой. Кто-то говорит о возврате к идейной монополии советских времен. Но разве можно без соответствующей платформы формировать патриотов, граждан? В конце концов, общество ищет пути к преодолению идейных разногласий - наследия девяностых годов. Вот здесь история, как наука, вновь становится средством воспитания.
- Бывший министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева выступала с инициативой сделать обязательным ЕГЭ по истории…
- Эта инициатива пока что не поддержана, однако ее возникновение закономерно. Кругозор, полезные в любой профессии общекультурные компетенции человека складываются благодаря гуманитарным наукам, среди которых история занимает одно из почетных мест. Было поветрие считать ее второсортным предметом. Происходил отход от традиций отечественной системы образования, основанной на фундаментальном изучении широкого спектра дисциплин. Теперь по желанию можно сдать экзамен по истории вместе с необходимыми в ЕГЭ дисциплинами - русским языком и математикой.
Уроки в режиме диалога
- Понятно, надо добиваться, чтобы ученики понимали исторические события, не вступая при этом в конфликт с общественной моралью. Но ведь нельзя же преподносить материал как догму, иначе станет скучно изучать его.
- Интерес учащихся к предмету, думаю, во многом зависит от личности преподавателя. Моя задача не просто передать знания, которые помогут разобраться в явлениях современного мира. Со стороны учеников важен творческий подход. На элементарном уровне предмет «История» представляет собой систему фактов и дат. Важнейшие из них, например год Куликовской битвы, Ледового побоища или восстания декабристов, надо знать назубок. У любого же исторического периода, рассматриваемого в связке со знаменитыми личностями, есть и плюсы, и минусы. Каждый правитель, кем бы он ни выглядел, для государства сделал что-то значимое, если находился у руля власти достаточно долго. Чтобы здесь разобраться, поощряются дискуссии. Непременным элементом остаются письменные работы, а в целом наши уроки подразумевают диалог. В старших классах ученики развернуто высказывают собственное мнение в контексте изучаемой темы. Хорошо, если они не всегда соглашаются с преподавателем, спорят, положим, оценивая роль Ивана Грозного, кто проводил реформы, воевал за выход к Балтийскому морю, чтобы торговать с Европой, и в то же время ввел опричнину, уничтожившую древние боярские фамилии.
- В эпоху «перестройки» и позже обрушился под видом плюрализма такой поток разноречивой информации, что пошла голова кругом…
- Понимаете, в чем дело… Советский Союз, Россия когда-то назывались самой читающей в мире страной. Преобладало взыскательное отношение к литературе, текстам вообще. Информационное пространство потом заполонили плохо, по-дилетантски написанные книги или телевизионные передачи с паранаучной составляющей. Ложась в основу массовых представлений о прошлом человечества, они тем самым подрывали доверие к исторической науке. Словом, важно довести до учащихся качественный контент. Сообщив им какой-либо малоизвестный факт, указываешь на источник, в основе которого архивные документы. Опираясь на них, мой любимый писатель Валентин Пикуль создал произведения, где фигуранты той или иной эпохи показаны как живые персонажи, а не иконы или, наоборот, в черных красках. Эта выраженная в художественной литературе палитра - прекрасный способ зажечь учеников, развить критическое мышление у детей, научить их отделять зерна от плевел при поиске источников информации, чтобы выполнить предусмотренные курсом дополнительные задания.
- Да, но готовы ли современные школьники, поколение цифровых технологий, отдавать много сил, разбираясь в хитросплетениях вопросов истории?
- Окружающий мир соткан из противоречий, что отражено в любом серьезном историческом исследовании. Эти труды доступны нынешним учащимся гораздо в большей мере, чем когда-то нам - в школу я пошла в 1985-м. А готовы или нет? Среди учеников всегда отыщутся яркие индивидуальности. Будучи руководителем класса, заверяю: дети погружены не только в компьютеры и смартфоны. Они читают книги, классику. Это радует. Также подчеркну, в учебнике есть раздел, посвященный текущим событиям. Пожалуй, первый в школе случай, когда современность подается как материал для изучения. Знакомство с ним позволяет отсеять лишнее, о чем порой заявляют с чужих слов, не вдумываясь.
Артист, скульптор, врач
- Какой период истории России считаете наиболее увлекательным? И какие правители страны, по вашему мнению, недооценены?
- Особенно люблю XVIII век - эпоху появления государства, созданного Петром Великим, и стремительного роста России, которая громит могущественных соперников - Швецию, Пруссию, Речь Посполитую и Османскую империю, закрепляется на Балтике, в Причерноморье, у берегов Каспийского моря, становясь, таким образом, великой мировой державой. Если брать Романовых, импонирует царь Федор III Алексеевич: находился на престоле шесть лет, совсем молодым ушел из жизни, но успел заложить фундамент будущих петровских реформ. Все первые представители этой династии незаслуженно забыты, а ведь каждый из них вытаскивал страну из смутного времени.
- Даже в Саратове, известном своими традициями в сфере просвещения, вряд ли кто-нибудь, кроме специалистов, перечислит этих царей. Во время опроса на улице респонденты затруднялись сказать что-то конкретное о Сергее Кирове и Петре Столыпине - кто из них больше достоин увековечения в названии главного проспекта «столицы Поволжья».
- Тут нет ничего удивительного. Все еще ощущается разрыв, когда изучение истории отодвигалось на второй план. Преодолеет ли общество этот пробел, во многом зависит от школьных преподавателей, кто, по выражению педагога и публициста Симона Соловейчика, и «артисты», и «скульпторы», и «врачи». Мы сами постоянно учимся. Как раз в этом одна из целей всероссийского конкурса, финал которого проходит в подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова.