Примерное время чтения: 14 минут
395

Зимовка в Александрово-Гайском районе. Комментарий майора внутренней службы Олега Сесорова

Фото:

В редакцию «АиФ — Саратов» пришло письмо от Сергея Белоконя, жителя села Александров Гай Саратовской области. Автор письма рассказывает о недавнем происшествии, которое произошло с его знакомыми. Материал был собран из местной газеты и рассказа очевидца случившегося.

Приводим полный текст письма с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

"Ни для кого не секрет, что в конце января (а точнее - началось это с 27 числа) погода лютовала не на шутку. Если быть справедливым, то это коснулось не только с. Александров Гай. Возможно, Вы, уважаемые читатели, видели, какие сложности возникли на дорогах Волгоградской области. Однако, меня всё же больше всего беспокоит состояние именно этого села. Ну что ж, начнем, пожалуй.

Часть первая. МЧС.

Первого февраля 2012 года мои знакомые возвращались из города Саратов в наше любимое и прекрасное село, в котором всё так всегда хорошо и замечательно, если верить СМИ (к ним я позже еще вернусь). Возвращались из командировки на служебной машине УАЗ (4х4, как понимаете, полный привод, все дела). Выехали они в шестом часу вечера. Заранее скажу, что тем же утром этот автомобиль довольно успешно добрался из Ал-Гая в Саратов. Без происшествий, как говорится. Ничто не предвещало неповторимых ощущений впоследствии. С учетом вечерних пробок в городе их путь до посёлка Ждановка был преодолён менее чем за 3 часа.

Почти на въезде к Новоузенску (было приблизительно 21:00-21:30) сотрудники ДПС стали задерживать машины на трассе (лесополоса, которая спасала дорожное полотно от критического заноса снегом просто-напросто закончилась) – службы города Новоузенск готовились ко встрече и пропуску своего автобуса «Саратов – Новоузенск». Ожидание последнего междугородного автобуса все же не было бесплодным – почти в 23:00 колонна двинулась за автобусом, который в свою очередь следовал за трактором. После проезда Новоузенска, начиная с 23:30, машина следовала за трактором, который медленно, но верно очищал дорогу вплоть до границы новоузенского района. В 01:30 машина основательно увязла в снегу, - это был уже александрово-гайский район, непосредственная близость с селом Камышки.

Завязка сюжета на самом деле происходит лишь сейчас – знакомые звонят в МЧС с. Александров Гай по номерам: (84578) 2-24-96 и (84578) 2-24-97. Дежурный сообщает, что будет связываться с дорожной службой, потому пока необходимо ждать. Проходит полчаса ожидания, следует второй звонок в МЧС. Там отвечают, что пока не могут связаться с дорожниками. На вопрос попавших в беду, что им делать, вразумительно ответить дежурный не смог (кстати, это была женщина, которая в итоге так и не представилась ни разу). На третий звонок с вопросом о том, собираются ли вообще вытаскивать застрявших, был дан ответ о том, что в наличии у этой службы лишь 2 автомобиля, из которых один в таких ситуациях не поможет, а другой, вездеход, - находится на вызове. Снова указание ждать, сколько именно ждать – неизвестно, так как информации о том, когда вездеход освободится, нет (странно как-то, ребята: кроме мобильной сотовой связи у таких служб поддерживается связь через радиоустройства, рации, посему дежурный всегда знает, где находится и что делает спасательная бригада – прим. авт.). Ожидание людей начало принимать фатальный характер: в 2 часа ночи закончился бензин, соответственно перестала работать печка, люди начали замерзать (вне машины температура ниже -20 градусов, сильнейший ветер, продувающий старенький УАЗик чуть ли не насквозь, абсолютно нулевая видимость из-за бурана). Несколько последующих звонков не принесли ни капли результата, в конечном счете дежурный переключил разговор на начальника МЧС с. Александров Гай Сессорова О. Тот прямо сказал, что МЧС ничем помочь не может – у них нет ни сил, ни средств для ликвидации подобных ситуаций. Предлагал позвонить начальнику ООО «Гранит», Тадашкину А.В. - авось он решит эту проблему. Правды ради сказать - и ему в эту ночь звонили. В ответ услышали нецензурную ругань. Тем временем машина обледенела полностью изнутри. Никакая тёплая одежда не помогала попавшим в несчастье. Сил выбираться из автомобиля и искать в пургу при видимости в 1 метр дома села Камышки уже не было. Хорошо, что аккумуляторы на мобильных телефонах не были разряжены. Закоченевшими пальцами несчастные раз за разом набирали номера телефонов МЧС и дежурного администрации с. Александров Гай. В ответ на обоих концах телефонных линий слышалось лишь то, что люди «действительно совещаются, координируют свои действия», только вот результатов этих «скоординированных действий» не было. А на дальнейшие требования соединить с вышестоящим руководством дежурный МЧС даже ответила в издевательском тоне: «Сейчас мы будем ради вас генералов будить!», намекая на то, что 3 женщины и водитель, застрявшие в степи, не настолько уж и важны. Телефон областного МЧС предоставить наотрез отказались, впрочем, как выяснилось, и в администрации дежурный странным образом вдруг напрочь позабыл номера телефонов всех руководителей и ответственных за что бы то ни было в районе. Вот цитата девушки, которая непосредственно находилась в застрявшей машине и была в числе невольных участников этих событий:

«Элементарного сочувствия в голосах «спасателей» мы не слышали. Только недовольство тем, что мы им мешаем: «Кто вас вообще выпустил на трассу?» «Зачем вам вообще понадобилось ехать в Саратов?» - вот такие вопросы мы слышали от дежурной в администрации. В конце концов, побелевшие от холода пальцы и онемевшее тело – это же не отваливающиеся ноги! Только в 7 часов утра трактор начал расчищать трассу. В 9 часов мы пересели в пришедший автомобиль «УАЗ». Свою машину оставили на обочине, так как возможности транспортировать её не было. Пришедший «УАЗ» был не совсем исправным: двадцатиминутный путь до села мы преодолевали 2 часа, так как он постоянно ломался. На въезде в Ал-Гай нас высадили, предоставив возможность нам, полуобмороженным, уставшим морально и физически, добираться до дома самостоятельно.»

Так завершилось восемнадцатичасовое «путешествие» моих знакомых из Саратова в Александров Гай. Обмороженные пальцы, простуда и куча потраченных нервов еще долго будут напоминать им о прошедшем. Остается лишь спросить, зачем вообще нужна такая служба, которая не располагает ни средствами, ни возможностью реально спасти людей? Зачем в этих службах работают те, кому противопоказано общаться с людьми в критических ситуациях, те, которые не способны действовать профессионально и эффективно на своем рабочем месте?

Сам лично я проезжал те места спустя 2 суток. Вот вам то самое место, где было 2 завала, которые на момент съемки (04.02.2012г) все-таки были расчищены:

 

 

 

 

Думаю, Вы представляете приблизительно, на какой высоте располагаются указатели, а теперь и имеете представление о том, какие реальные размеры у этих снежных насыпей.

PS. Если кто-либо все-таки сомневается в реалистичности изложенной мной истории, то я могу назвать фамилию своих знакомых, попавших в эту ситуацию: Петрова И.В., Петрова Д.В.

Часть вторая. О дорогах и тепле.

Для начала в качестве тезиса для анализа выдвинем интересную запись из местной газеты:

 

 

На сканированной фотографии обращаем внимание на подчеркнутый текст из заметки колонки «Позаметает стежки-дорожки (?)»: «На балансе дорожного предприятия ООО «Гранит» состоит 185,8 км дорог (областная трасса, центральные улицы Ал-Гая и дороги до населенных пунктов), т.е. большинство дорог района остаются бесхозными, а значит, заснеженными (?) В соответствии с контрактом «Гранит» планирует 16 раз очистить и столько же раз посыпать песчано-солевой смесью «свои» дороги…»

Я не буду обращать внимание на ошибки, которые (как и в этой цитате) я часто вижу в местной газете, а прошу проанализировать следующее:

1) Есть определенный километраж дорог, который находится в подчинении у дорожной организации ООО «Гранит», который не охватывает все имеющиеся дороги (ну хотя бы все улицы села, являющегося районным центром). То есть, прямым текстом заявляется, что все остальные дороги бесхозные, т.е., никому не принадлежат? Хм... Странный вопрос возникает у меня. А можно я куплю «ничейный» участок любой рандомной дороги села, приватизирую его и начну брать деньги за проезд по этой дороге? Наверное, мне ответят, что это сделать либо нельзя, либо надо оформить процедуру покупки у государства. Ага, именно! Значит, государство и является собственником данных дорог, как же я сразу-то не догадался! А кто, позволите спросить, является представителем государства здесь, в районе? Государственная власть здесь сосредоточена в руках администрации района. Так что же получается? На нас сваливают обязанности по расчистке дорог, которые на самом деле лежат не на нас. Тем более, что в крупных масштабах очистку дорог от снега возможно производить лишь специализированной техникой, а не лопатами, которыми располагает простое население.

2) На балансе дорожной организации все-таки стоят дороги первостепенной важности, которые она обязана очищать 16 (!!!!) раз. У меня еще вопрос, уважаемые. На каком основании решили, что шестнадцати раз будет достаточно? Кто так решил? Какой информацией он располагал? А если у нас за зиму 32 раза на дороги? Будут ждать, пока растает? Ну-ну.

3) Коснемся реализации на деле данного контракта. Снег падал 27-28 января, 1 февраля была метель, а не снегопад. Давайте-ка взглянем на основную трассу, которая бесспорно «находится на балансе» (с) у дорожной организации:

 

 

Фотографии от 4 февраля 2012года. Как видно, снегоуборочная техника здесь и не проходила. На фотографии имеем то, что имеем, - да и то лишь за счёт регулярного проезда автомобилистов.

 

Вот так выглядит обочина дороги.

Чтобы не было сомнений – было запечатлено место перекрестка, где примыкает дорога, ведущая к водозаборным сооружениям. Указатель налицо, как говорится.

Для сравнения: так выглядит дорога центральной улицы, которая действительно была очищена. Дорожное полотно имеет вменяемую ширину, за снежными насыпями – даже прочищенные тротуары.

Теперь коснемся тепла. Рассмотрим очередной выпуск газеты «Заволжские степи»:

В связи с прочитанным у меня 2 существенных вопроса:

- Откуда у нас взялся термин «коммунальная служба района»? Если мне не изменяет память, МУМП ЖКХ с. Александров Гай прекратило своё существование в сентябре 2011г. Организации с формулировкой «коммунальная служба района» ныне просто не существует. К чему эта дезинформация? С какой стати нужно в газете писать именно таким образом, а не честно указывать непосредственные организации, к которым отошли котельные и теплосети? Может, это всё носит показной характер, нет?)

- В тексте написано, что котельные выдерживают данные нагрузки. Почему же тогда в ночь с 1 на 2 февраля вездесущий «титаник» (пятиэтажка по ул. Новобазарная, 13) остался без тепла? Кто виноват в том, что в котельной отсутствует хоть какой-либо топливный генератор электричества, ведь в результате отключения централизованного электричества насосы подачи теплоносителя сначала остановились, а потом за считанные часы замерзла трубная система теплоснабжения в подвале? По чьей на самом деле вине люди замерзли?

Подводя итог, хочу выразить своё мнение по поводу всего, о чем была эта статья. Виноваты здесь не рабочие руки, не операторы котельных, не слесари-ремонтники, не мастера производственных участков, не водители автотранспорта, не машинисты тракторной техники, и даже не спасатели МЧС. Виновато руководство. Виновата система взаимодействия. Виновата именно та самая система, по которой всё отстроено. Но от кого зависит функционирование и гибкость системы? Опять же от управленцев, начальников, руководителей. Мне бы очень хотелось, чтобы они прислушались ко всему, извлекли уроки, сделали выводы. Ведь не дай Бог Вам оказаться в степи отрезанным от цивилизации без средств к существованию, застрять в снегу на холоде безо всякой надежды, или даже хотя бы оказаться в размороженном доме. Не стоит надеяться, что всегда мобильник будет заряжен, и что всё всегда будет хорошо. Это зависит от всех нас вместе. ЧП могут случиться с каждым. И я бы хотел жить в такой стране, где государство даёт существенные, можно сказать, железные гарантии спасения человеческой жизни."

Сергей Белоконь

Фото автора.

В ответ на публикацию Сергея Белоконя,  жителя Алгая, в редакцию поступило письмо от майора внутренней службы Олега Сесорова:

"В ответ на письмо гражданина Сергея Белоконя, жителя села Александров Гай Саратовской области я, майор внутренней службы Олег Николаевич Сесоров, начальник местного пожарного гарнизона могу пояснить следующее:

1 февраля 2012 года на территории Александрово-Гайского района как и на всей территории Саратовской области сложились неблагоприятные климатические условия (температура воздуха -20%С, снег, метель, сильный ветер 11 м/с, порывами до 20 м/с, видимость 1-2 м). В результате данных погодных условий происходили заносы на дорогах по всей территории муниципального района. 1 февраля 2012 года в 21.00 сотрудниками ГИБДД была закрыта трасса Александров-Гай-Новоузенск-Урбах, водительский состав информировался о заносах на дорогах, и самостоятельно принимал решение о дальнейшем движении.

В 01ч.47 м. 2 февраля 2012 года на ДДС-01 ПЧ-31 по охране с.Александров-Гай ФГКУ «5 отряд ФПС по Саратовской области» от гражданки Петровой И.В. поступило сообщение, о том что автомобиль УАЗ, в котором находилось 4 человека, заблокирован в снежных заносах на автотрассе Александров-Гай-Новоузенск-Урбах в районе с.Камышки Александрово-Гайского района и не имеет возможности дальнейшего продвижения. В момент сообщения на дороге в с.Камышки образовались снежные заносы 1,5-2 метра. Село Камышки находилось в 150-200 метрах от места остановки автомобиля. Диспетчер ДДС-01 и ЕДДС Александрово-Гайского района в тот момент обладали данной информацией и ими были оповещены председатель КЧС и ОПБ Александрово-Гайского района Неверов В.Ю., дорожная, жилищно-коммунальная, энергетики, полиция.

В ПЧ-31 в боевом расчете находятся 2 пожарных автомобиля (один из которых повышенной проходимости), которые предназначены для тушения пожаров. Иной техники, в том числе для расчистки дорожного полотна, в подразделении не имеется. Однако в виду данной сложившийся ситуации в 04.16 мин. к месту затора была все же выслана пожарная автоцистерна повышенной проходимости. При следовании к месту на 3 км. автодороги Александров-Гай-Новоузенск-Урбах автомобиль попал в снежный занос и не мог продвигаться далее. Вызволить пожарный автомобиль смогли в 07 ч. 15 мин. с задействованием дорожной техники, которая производила расчистку данной дороги.

Считаю, что личный состав Александров-Гайского гарнизона пожарной охраны сделали все от них зависящее в сложившейся ситуации. То, что автомобиль УАЗ попал в «снежный плен» произошло в результате необдуманных действий водителя автомобиля УАЗ, который подверг опасности жизни себя и своих пассажиров."

 

 

Приводим некоторые фрагменты из письма с сохранением авторской орфографии и пунктуации.Приводим некоторые фрагменты из письма с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах