Примерное время чтения: 16 минут
1979

Муха в наручниках. Как в Саратове отнеслись к логотипу студии Лебедева

Волна моды на туристические логотипы после Перми, Ярославля, Калужской области, Одессы, Ижевска и Москвы докатилась и до Саратова. Проект разрабатывали со времён бывшего мэра города. И вот наконец, появился тот вариант, который понравился заказчику – «Ключ к сердцу Саратова».

«Люблю бывать в Саратове»

Слоган дизайнерского проекта гласит: «Люблю бывать в Саратове» и зашифрован в букве «В», бинокле, ключе и сердце. Таким образом получился «Ключ к сердцу Саратова» красного цвета. В описании туристического логотипа на сайте студии говорится: «Мало кто знает, что в Саратове есть необычные парки и старинные усадьбы, красивые храмы и интересные музеи, что в городе проводятся музыкальные и кинофестивали…».

На презентацию прибыл и сам Артемий Лебедев. Фото: Администрация Саратова

Как сообщила глава комитета общественных связей, анализа и информации администрации Юлия Литневская, инициатором разработки логотипа для города был заведующий сектором художественного оформления управления по наружной рекламе администрации Дмитрий Назимов. Он же провёл презентацию и отметил, что логотип сможет использовать на бесплатной основе абсолютно каждый желающий.

Всем присутствующим на презентации бесплатно раздавали футболки. Фото: Администрация Саратова

Для бюджета города это ничего не стоило. В одном из своих интервью глава города Олег Грищенко выразил удивление и недоумение: «Не знаю, как это появилось. Скажем так, городскими властями не санкционировано». Глава города не уверен, что Саратов получит созданный Артемием Лебедевым логотип бесплатно: «Я так понимаю, это личное дело разработчика, его желание разместить и продвинуть свою торговую марку, чтобы, может быть, подороже продать. Я так понимаю, потом надо у него это выкупать», - предположил он.

Туристический логотип призван рекламировать город в других регионах. Как сказал Лебедев, установка рекламных щитов с новым символом Саратова в Пензе, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде и в Москве была бесплатной.

Туристический логотип Саратова на Предмостовой площади в Волгограде. Фото: АиФ / Григорий Белозеров

Все эти щиты рекламируют одно и то же событие: открытие нового концертного зала Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке. Видимо, это событие, по мнению авторов, должно привлечь в город туристов.

А вот горожанам, по словам московского дизайнера, он «вовсе не должен нравиться, на самом деле логотип Саратова создан вовсе не для самих саратовцев». 

«Против»

Сразу после обнародования «в-бинокля-ключа-сердца» в Интернете появилась критика турсимвола Саратова. В соцсетях можно найти и пародии на работу Лебедева с различными созвучными слоганами и комментариями, где его символ сравнивают с ключом, наручниками, головой мухи и т. д.

Ключ к сердцу Саратова Фото: Студия Артемия Лебедева

Между тем в Сети можно найти петицию в адрес губернатора области. Валерия Радаева просят не использовать туристический логотип от студии Лебедева. И приводят этому несколько причин. Основная из которых, заключается в том, что жители Саратовской области никак не участвовали в выборе этого логотипа. «В Саратовской области расположено 124 памятника природы, более 300 памятников архитектуры, свыше 3 тысяч памятников археологии, 18 старинных усадеб, 26 государственных музеев, 11 исторических городов, сохранившие провинциальный колорит XIX века. Многие объекты прочно ассоциируются с именами знаменитых деятелей России, таких как Пётр Столыпин, Юрий Гагарин и других», - пишет Артём Костин, автор петиции. Это обращение собрало уже 581 подпись. Его автор также упоминает ссылку на страницу Лебедева с его фотографиями Саратова, сделанными в 2013 году, с неприглядными, но правдивыми сценами из жизни города. Ну, не смог дизайнер увидеть в Саратовском «интерьере» что-то интересное и красивое.

Многие жители удивляются, почему не дали разработать логотип студентам творческих вузов города: Художественного училища имени Боголюбова, архитектурного факультета СГТУ или местным дизайнерам – тем, кто по-настоящему любит свой город.

Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, создатель «Сердца губернии», Андрей Щербаков, считает, что логотип - это некая марка, по которому будет определяться город. Он подразумевает в себе отражение основных характерных черт города. «А у туристического логотипа Артемия Лебедева современная аббревиатура, использование пиктограмм и символов. Он может быть одним из вариантов, но не логотипом города. Новую идею надо делать и обсуждать, а не утверждать уже готовый. Возможно, надо было взять один основной образ, который бы отражал город, и современными графическими средствами сделать его синтез. Ведь создание логотипа – это целое искусство. Этому люди учатся. Хотя как некий слоган он может бытьКлюч к пониманию идентичности и уникальности города лежит во вдумчивом и искреннем общении с местными жителями. Надо просто взять у них то, что они чувствуют и ценят, упаковать это так, чтобы было интересно внешнему миру, и вернуть обратно».

Художник и скульптор обеспокоен ещё и тем, что у нас любят обращаться к столичным мастерам или предлагают местным сделать какой-либо проект бесплатно. «А что у нас в Саратове нет хороших дизайнеров, которые могли бы это сделать? - говорит Андрей Щербаков. - В городе совсем не используются свои ресурсы, свой потенциал. Даже тот же мост можно по-дизайнерски обработать, чтобы он смотрелся современно». Новые объекты, которые могли бы претендовать на символы города, не появляются у нас, по мнению Заслуженного художника России, потому что всё новое у нас запрещается, воспринимается в штыки. «Я, например, уже два года не могу в Саратове что-то предложить. Сделать что-то современное здесь невозможно, потому что находятся люди, которые говорят: «А почему? Это нам не понятно. Это плохо». Ведь культура многообразна и если у нас есть это многообразие – это и есть культура. А когда она – одно и тоже из года в год, то это неправильно»

На одном из сайтов Саратова провели голосование, в котором подавляющему большинству - 91,6% ключ не понравился, и лишь 8,4% на вопрос, понравился ли им логотип от Лебедева, ответили «да». Видимо такой символ туристического Саратова не отражает идентичность города и не может быть интересен жителям других регионов.

«За»

На сайте появилась и вторая петиция - уже от Андрея Кириллова, в которой он призывает использовать творение студии Лебедева. Один из проголосовавших - Алексей Вилков, оставил такой комментарий: «Все что угодно, лишь бы не компиляция из моста, консервы и стерлядок». Наши привычные неофициальные символы - мост через Волгу, здание Саратовской консерватории – это уже давно созданные и известные объекты города. А что же появилось в Саратове за прошедшие, скажем, лет 20 и успело понравиться горожанам? Их, к сожалению, мало. Торговые центры не могут быть символами города. А из культурных вспоминаются только наш долгострой – новый ТЮЗ и памятник Юрию Гагарину, туловище которого, по слухам, взяли от бывшего монумента Ленину. Может, это судьба всех «отлоготипленных» городов?

Известному в Саратове блогеру Денису Жабкину туристический символ понравился: «Студия Артемия Лебедева выполнила большую профессиональную работу по формированию не просто туристического логотипа, а выпустила полный брендбук, где просчитано всё, вплоть до границ размещения городской информации о туристических мероприятиях на баннерах. Это большой труд, который стоит многие миллионы рублей! Для Саратова он был сделан бесплатно!.. Мне логотип понравился, хотя, конечно, могло быть и лучше».

За Саратовом - Москва?

Первый логотип города студия Артемия Лебедева разработала в 2009 году для Перми и вызвала бурю негодования. В описании написано всего лишь: «Пермь – первый город в России, получивший свой логотип. Просто, понятно, повторяемо». 1 сентября 2010 года все первоклассники Перми, получили от главы города футболки и сумки для сменки с логотипом.

Буква «П» напротив Законодательного собрания Пермского края, как ворота в фестивальный городок Белых ночей. Фото: АиФ / Сергей Копышко

На праздновании 5-летия Пермского края жители называли «П» профанацией и пустым пиаром. Его несколько раз использовали, как логотип на различных мероприятиях и на остановках пассажирского транспорта.

В марте 2011 года выходит туристический логотип Калужской области: «Логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК), не лишаясь при этом графической привлекательности, современности и уникальности».

Туристический логотип Калужской области Фото: Студия Артемия Лебедева

Его интернет-читатели сравнили с фирменным знаком подмосковного завода «Карболит».

В июне 2012 года от московской студии дизайна был представлен логотип Одессы – якоря, в котором соединились волны, якорь, маяк, руки силача и сердце. Но слоган ему достался от прежненго туристического символа: «Море впечатлений».

Затем, в декабре 2012 года Артемий Лебедев представил логотип Ярославля — стрелка, по очертаниям схожая с буквой «Я». В символе отразились Медвежий угол, ярославская Стрелка слияния двух рек и буква «Я». Цена за разработку логотипа известна только в этом случае, символ обошелся Ярославлю в 400 тысяч рублей.

Логотип Ярославля. Фото: Студия Артемия Лебедева

Один из местных депутатов заказал его у студии и позже зарегистрировал как товарный знак. Блогеры нашли сходство «стрелки» Ярославля с товарным знаком бренда товаров для дома из Миннесоты.

Последним в мае 2014 года отличительный знак от известного дизайнера получил Ижевск в виде стилизованной буквы «Ж». «В логотипе объединились удмуртский солярный символ-оберег, в котором легко читается буква «Ж», трафаретный шрифт, символизирующий заводские традиции, а самые внимательные найдут и рожок от «калаша», - сообщается на сайте студии. Не смотря на всю красочность логотипа, на одном из местных сайтов, «за» логотип проголосовали 29%, «против» 65% и 5 % было «всё равно».

Логотип Ижевска Фото: Студия Артемия Лебедева

Стоимость разработки логотипа для Ижевска неизвестна. В администрации города лишь отметили, что финансирование происходит из внебюджетных источников. За основу для нового туристического символа Ижевска был взят неофициальный логотип, созданный дизайнером Маратом Амареем, который активно используется в оформлении материалов для городских праздников, а также для рекламы и сувенирной продукции.

Фото: Марат Амарей/  На центральной площади до сих пор висит его баннер.

В своём блоге он пишет: «…новый логотип заменит существующий, который я сделал в 2011. Он хоть и не получил официального статуса, использовался часто. А в местном фольклоре эта звёздочка вообще вне конкуренции».

5 сентября, как раз перед приездом в Саратов, студия Артемия Лебедева обнародовала новый символ Москвы. «Теперь звезда – официальный символ Москвы. Фирменный стиль удачно использует красный акцент, черный текст и белый фон для организации пространства. Звездой традиционно обозначают Москву на картах». Однако, по сообщениям московских СМИ столичные власти не признали символ Москвы от Лебедева и туристический логотип не получил официального статуса.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах