Примерное время чтения: 5 минут
129

Бусаргин: Это не новый вид налога, а отмена отдельных преференций

Instagram
Саратов, 23 июля - АиФ-Саратов.

Вице-губернатор правительства Саратовской области Роман Бусаргин рассказал в интервью о внесенном на рассмотрение в Саратовскую облдуму законопроекте о «новом налоге» на имущество организаций.

О чем конкретно законопроект?

-Сразу хотелось бы прояснить один существенный момент. Это не новый вид налога, а отмена отдельных преференций, которые регион раньше мог себе позволить при переходе к налогообложению административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений в зависимости от кадастровой стоимости согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.  Соответствующие положения были внесены в региональный закон о налоге на имущество организаций в 2015 году, тогда же были установлены исключения по площади для торговых центров и нежилых помещений в размере до 1000 и 200 кв.м. соответственно. Бизнесу был предоставлен шестилетний льготный период по данному виду налога. Разумеется, теперь отдельными ангажированными экспертами данному законопроекту дается заведомо дискредитирующая эмоциональная окраска.
 
Какую цель они преследуют?

-Все достаточно прозаично и банально. Эта инициатива не на руку тем, кто использует различные схемы ухода от налогов. Они-то громче всех и будут кричать о якобы негативных последствиях для малых и средних предприятий, к которым они не относятся. С уверенностью могу сказать, что тех, кто честно работает и платит налоги, эти меры коснутся в минимальной степени.  Мы долгое время изучали этот вопрос всесторонне, анализировали сложившуюся обстановку. Снятие ограничений по площади позволит исключить возможность злоупотреблений, когда происходит искусственное дробление крупных помещений на более мелкие по площади с целью уклонения от налогов.
Проанализировав ситуацию с обеспеченностью торговыми площадями, наличием административно-офисных зданий, уровнем доходности и налоговой отдачи их собственников, считаем, что в настоящее время сложились все объективные условия для принятия этого законопроекта.Потенциально попасть под налогообложение от кадастровой стоимости могут порядка 13 тысяч объектов. И самое интересное, что из них только порядка 3 тысяч объектов числятся за юридическими лицами. В их числе банки, страховые и микрофинансовые компании, сетевой ритейл. По данным налоговых органов и органов Росреестра порядка 10 тысяч таких объектов принадлежат физическим лицам. Причем отдельные граждане имеют в собственности десятки таких объектов. Это профессиональные рантье. И если внимательно посмотреть эти списки, можно проследить следующую закономерность. Зачастую договоры аренды подписывают физические лица с компаниями, которые им же и принадлежат. Что им это дает? Существенное уменьшение базы по налогу на прибыль, по УСН.  Огромное количество объектов сдается ритейлерам, рестораторам, микрофинансовым организациям, банкам. Это, как правило, помещения большой площади. Мы все прекрасно знаем стоимость аренды нежилой недвижимости в городе Саратове и представляем доходность этого бизнеса. Очевидно, что физические лица, имеющие в собственности коммерческую недвижимость, это далеко не самая уязвимая категория наших жителей. 

Есть конкретные примеры соотношения уровня доходов рантье и размера налога при принятии закона ? 

Конечно. Пример первый. Физическое лицо сдает в аренду коммерческий объект по улице Танкистов, площадью 270 кв.м. Аренда – 500 руб. за кв.м., при этом отдельно оплачиваются клининговые и коммунальные услуги, охрана. Доход рантье составит порядка 1,6 млн. руб. в год, при этом сумма налога при принятии закона составит 17 тыс. рублей.
Пример второй. Сдается объект по улице Московская, площадью 430 кв.м. за 215 тыс. руб. в месяц. Соответственно годовой доход – 2,6 млн. руб., а сумма налога – 152 тыс. рублей.
Считаю, что уровень налоговой нагрузки вполне сопоставим с получаемыми доходами рантье. В то же время для физических лиц срок уплаты налога на имущество после принятия законопроекта будет приходиться на конец 2023 года. До этого срока органы местного самоуправления вправе установить после соответствующего анализа и обсуждения с бизнес-сообществом свою дифференциацию ставок, учитывающую особенности ситуации на местах.

Но оппоненты этой инициативы говорят о существенном ухудшении для малого и среднего бизнеса. Не предусматривали ли для этой категории какие-то льготы?

Повторюсь, что эта мера затронет только около 3 тысяч юридических лиц. В их числе есть и сектор МСП. Разумеется, мы понимаем те сложности, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Поэтому в законопроекте уже предусмотрен компенсирующий механизм.
Чтобы поддержать добросовестных субъектов МСП, которые владеют этими объектами и самостоятельно осуществляют в них деятельность предложена система налоговых вычетов по площади в зависимости от численности работающих и уровня заработной платы. То есть у предпринимателей будет право сократить налогооблагаемую базу по объекту до 200 кв.м. общей площади. Если у тебя в штате официально трудоустроены люди, их заработная плата не менее 1,5 МРОТ, ты можешь оформить вычет. Это позволит, в том числе, дать гарантии соблюдения трудовых прав работников. 
 Считаем, что рестораторы, владельцы магазинов, предприятий бытового обслуживания, те, кто сами осуществляют деятельность в принадлежащих им объектах недвижимости, практически никакого увеличения налоговой нагрузки не почувствуют. Также хочу напомнить, что у нас в регионе в 2020 и 2021 годах освобождены от уплаты налога на имущество организации пострадавших от коронавируса видов экономической деятельности, в том числе общественное питание. В целом пакет мер поддержки за два года обошелся бюджету области более чем в 1,5 миллиарда рублей недополученных доходов. 

Изучался ли опыт других регионов в этом направлении? 

Да, подобные практики уже применяются в Самарской, Кировской и Нижегородской областях, Республике Чувашия и многих других субъектах. Мы обсуждали ситуацию с коллегами из других регионов. Как один из положительных эффектов они отмечают снижение размера арендной платы на объекты коммерческой недвижимости на 4-6%. Рантье стало невыгодно содержать пустующие площади. Таким образом, при разработке данного законопроекта был проведен всесторонний анализ, взвешены все «за» и «против». Есть основания полагать, что на сегодняшний день есть все предпосылки для его принятия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах