Каким для вас было 9 мая 1945 года? Редакция газеты «Аргументы и Факты - Саратов» собирает воспоминания о Дне Победы. Каждая история состоит из 70 слов, и в каждом из них отголосок того долгожданного и знаменательного дня в истории страны в целом и в истории судьбы каждой семьи.
Ваши рассказы и снмки можно принести в редакцию газеты или отправить по адресу: 410031, Саратов, улица Октябрьская, дом 44. Все они будут напечатаны на страницах «АиФ-Саратов» и на сайте www.saratov.aif.ru.
Василий Степанович Передреев, ветеран Великой Отечественной войны:
Во время войны я работал в авиамастерской, мы собирали планеры. А утром 9 мая 1945 года по радио объявили выходной, и нас отпустили. Мы вышли на улицу Московскую, заполненную людьми. Впервые я видел такой огромный восторг: торжество образовывалось стихийно, безо всяких запланированных мероприятий. На тот момент мне было 18 лет. Я кричал «С Победой!» и целовал проходящих мимо девчонок. И ни одна не возразила, хотя тогда были строгие нравы.
Галина Васильевна Дзюба, ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла:
Когда объявили конец войне, это было что-то! Казалось, что все население, и жизнь, и свет Божий - всё порозовело! Весь народ вывалился на улицу. Так как мы жили рядом с госпиталем, то видели радость раненых. Они все выползали на улицу, прыгали на одной ноге, у кого она была, а в руке держали ружье, стреляя в воздух. Обнимались и плакали - от радости и от горя, крича: «Конец, конец войне проклятой!»
Иван Яковлевич Волошин, участник Великой Отечественной войны:
Накануне 9 мая 1945 года наш танковый корпус стоял недалеко от Берлина. Меня готовили для оправки в Японию. В 4 часа утра 9 мая я проснулся из-за стрельбы. Сначала подумал: «Нападение!» Но скоро разобрался: стреляли наши от радости в воздух из всех видов оружия и ракетниц. Оказывается, пришло сообщение - немцы капитулировали, войне конец! Представляете, многие парни проснулись и плакали, другие выскочили на улицу - плясали, пели. После Победы наш корпус перевели в Кёнигсберг, переименовав в танковую дивизию. В ней я прослужил до 1969 года, 24 календарных года.
Вспоминает Николай Георгиевич Щурий, участник Великой Отечественной войны, Саратов:
9 мая 1945 года я встретил на госпитальной койке в польском городе Лодзь. Ранение - тяжелое, проникающее в область живота. Приходил в себя после операции. 8 мая по местному радио передали, что немцы капитулировали. Но мы не поверили, хотя и знали, что Берлин находится в кольце наших войск. 9 мая нам официально сообщили: «Победа! Немцы сдались! Группировка вражеских войск разгромлена». В госпитале все очень радовались, что выжили, что победили. Вечером состоялся торжественный ужин с фронтовыми ста граммами.
Воспоминания Тимофеевой Марии Семёновны, участница Великой Отечественной войны, Новоузенск:
Авиационный полк, в котором я проходила службу, стоял в окрестностях Кёнигсберга. Боевые вылеты продолжались вплоть до 15 мая. 8 мая вечером легли спать, как обычно. Ночью услышали стрельбу, причем очень недалеко от казармы. Вскочили с кроватей - как говорится, юбку под мышку и бежать. На улице увидели людей, которые радовались, кричали: «Войне конец!». Мы с подругами стали обниматься, плакали, а потом смеялись.
Николай Алексеевич Азорнов, участник Великой Отечественной войны, Саратов, Волжский район:
Уже 2 мая 1945 года война для меня закончилась. Наш батальон мирно стоял в предместьях Берлина. Мы радовались жизни. 9 мая в расположение части приехал старшина Коженков и объявил: «Ребята, война закончилась!». Помню, мы стали стрелять из табельного оружия в воздух. Долго стреляли... А когда вышли патроны, я взял в руки трофейный ручной пулемет и разрядил в воздух весь магазин. Мы все друг друга поздравляли, а вечером выпили фронтовые сто грамм - спирт, припрятанный в канистре под днищем грузовика. Вечером я заступил на дежурство - охранял командира полка. Стоял с оружием возле штаба. Этот день запомнился мне на всю жизнь!