Примерное время чтения: 6 минут
177

Новый год по-советски. Евгения Листвина -о празднике светском и религиозном

АиФ-Саратов № 52. "АиФ-Саратов" 24/12/2014
Андрей Степанов / АиФ

Но так было далеко не всегда. Об истории этого праздника и его современных атрибутах рассказывает доктор философских наук, профессор Евгения Листвина.

Бурного веселья не было

- Евгения Викторовна, откуда пошла традиция праздновать Новый год?

- Первые упоминания о Новом годе мы находим ещё в Древнем мире, в Месопотамии и Египте. Чаще всего это празднование у древних народов было связано с началом нового земледельческого цикла. Стремясь получить хороший урожай, люди начали изучать природные явления, звёздное небо и составлять календари с целью выявить наиболее благоприятное время для посева. Отсюда и Новый год в различных культурах приходился на дни, связанные с определённым положением солнца. Одни народы вели отчёт нового года со дня летнего или зимнего солнцестояния, другие - со дня весеннего или осеннего равноденствия. Этот солнцеворот - умирание и рождение солнца - и праздновали в древности. Земледельческий цикл начал рассматриваться как цикл умирающего и рождающегося бога - идея воскрешения, впоследствии подхваченная многими культурами.

В Российском государстве до XV века Новый год отмечали 1 марта, во время перерождения природы. Затем праздник стал церковно-государственным, и год было положено начинать с сентября. Никакого бурного веселья во время празднования не предполагалось. Главное торжество совершалось на площади в Москве, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года, с чем и поздравляли народ. После молебна в домах устраивались трапезы. И богатые в этот день подавали милостыню бедным, раздавали еду.

Доброе начинание

- Когда же наш Новый год стал зимним праздником и начал сопровождаться украшением ёлки?

- В 1700 году по велению Петра I население стало праздновать Новый год 1 января. Император всячески стремился европеизировать страну, потому и постановил отмечать праздник одновременно с рядом зарубежных стран.

Петровский указ гласил: «С сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает». В том же указе рекомендовалось по возможности произвести стрельбу из небольших пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет. А по ночам с 1 по 7 января - зажигать огни из дров, хвороста или соломы. Новый формат праздника быстро прижился в России, хотя в ту эпоху еловые ветки напрямую ассоциировались с погребальным обрядом - их укладывали на могилу, (соответственно ёлка ассоциировалось со смертью). Время взяло своё, и дерево, остававшееся круглый год зеленым, стало символом вечной жизни. Праздник наполнился религиозным смыслом. Появилась рождественская ёлка, на верхушке которой засияла Вифлеемская звезда. Люди стали обмениваться подарками - отголосок тех даров, которые волхвы принесли младенцу Христу в день его рождения. Но подарки поначалу были незначительными, символическими.

Коллективные ёлки

- Но, в отличие от многих стран Европы и США, Новый год в современной России - праздник светский, а не религиозный…

- Сегодня мы отмечаем этот праздник абсолютно по-советски. Со смещением юлианского и григорианского календарей Новый год в России приходится на православный пост, и людям верующим в этом плане очень тяжело. В ночь с 31 на 1 января - праздник культурный, экономический, политический, но не религиозный. И, действительно, во многих европейских странах и США Новый год празднуется более спокойно, чем Рождество. У нас же всё наоборот. Это результат советского периода истории нашего государства, когда религия оказалась под запретом. Но многие люди продолжали и в то время втайне праздновать Рождество. И у советской власти возникла идея: вместо Рождества справлять Новый год - светский праздник, не несущей на себе никакой религиозной нагрузки.

Так с 1935 года началось празднование Нового года как праздника детского. И вот тогда серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на ёлке стала красной пятиконечной звездой. Началось производство ёлочных игрушек. Появился Дед Мороз - чисто сказочный персонаж, не библейский Святой Николай, от которого произошёл Санта Клаус. Возникла и внучка Снегурочка. В том году второй секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев в «Правде» провозгласил: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров... - везде должна быть детская ёлка!.. Горсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической Родины». По указу Иосифа Сталина впервые была проведена Новогодняя Кремлёвская Ёлка. Что же касается традиции обращения главы государства под Новый год к народу, то она появилась значительно позже - с выступления Леонида Брежнева в ночь на 1 января 1976 года.

- И осталась в прошлом традиция празднования святок, когда молодые люди «рядились» и колядовали - обходили с песнями дома, прося сладостей. Какую нагрузку нёс на себе этот обряд?

- В нем ярко прослеживается русское двоеверие. Колядование представляет собой прославление Коляды - нового солнца, божества абсолютно не христианского. И все эти песни и весёлые игрища уходят корнями к встрече солнцеворота древними народами. Со временем песни стали посвящать не Коляде, а Христу. Произошло наложение религиозной традиции на языческую. Сегодня этот обряд сохранился лишь в виде костюмированного действа. Каждый год мы видим в афишах объявления о новогодних мероприятиях, включающих в себя и такое фольклорное празднество. Мы можем посмотреть представление и даже принять в нём участие, но колядовать по-настоящему уже никто не ходит.

Досье: Евгения Листвина родилась 11 апреля 1963 года в Саратове. В 1980 году окончила школу № 19, в 1985-м - исторический факультет Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. В 1989 году защитила кандидатскую степень, в 2002-м - докторскую. С 1987 года работает в СГУ. Заведует кафедрой философии культуры и культурологии. Входит в Совет по взаимодействию с национально-культурными объединениями при губернаторе Саратовской области.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах