Но так было далеко не всегда. Об истории этого праздника и его современных атрибутах рассказывает доктор философских наук, профессор Евгения Листвина.
Бурного веселья не было
- Евгения Викторовна, откуда пошла традиция праздновать Новый год?
- Первые упоминания о Новом годе мы находим ещё в Древнем мире, в Месопотамии и Египте. Чаще всего это празднование у древних народов было связано с началом нового земледельческого цикла. Стремясь получить хороший урожай, люди начали изучать природные явления, звёздное небо и составлять календари с целью выявить наиболее благоприятное время для посева. Отсюда и Новый год в различных культурах приходился на дни, связанные с определённым положением солнца. Одни народы вели отчёт нового года со дня летнего или зимнего солнцестояния, другие - со дня весеннего или осеннего равноденствия. Этот солнцеворот - умирание и рождение солнца - и праздновали в древности. Земледельческий цикл начал рассматриваться как цикл умирающего и рождающегося бога - идея воскрешения, впоследствии подхваченная многими культурами.
В Российском государстве до XV века Новый год отмечали 1 марта, во время перерождения природы. Затем праздник стал церковно-государственным, и год было положено начинать с сентября. Никакого бурного веселья во время празднования не предполагалось. Главное торжество совершалось на площади в Москве, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года, с чем и поздравляли народ. После молебна в домах устраивались трапезы. И богатые в этот день подавали милостыню бедным, раздавали еду.Доброе начинание
- Когда же наш Новый год стал зимним праздником и начал сопровождаться украшением ёлки?
- В 1700 году по велению Петра I население стало праздновать Новый год 1 января. Император всячески стремился европеизировать страну, потому и постановил отмечать праздник одновременно с рядом зарубежных стран.
Петровский указ гласил: «С сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает». В том же указе рекомендовалось по возможности произвести стрельбу из небольших пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет. А по ночам с 1 по 7 января - зажигать огни из дров, хвороста или соломы.![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/269/be278d50c23dccded7707dc652c80344.jpg)
Коллективные ёлки
- Но, в отличие от многих стран Европы и США, Новый год в современной России - праздник светский, а не религиозный…
![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/234/53b58c3752a3edce9e9140e2a4d3ee34.jpg)
- Сегодня мы отмечаем этот праздник абсолютно по-советски. Со смещением юлианского и григорианского календарей Новый год в России приходится на православный пост, и людям верующим в этом плане очень тяжело. В ночь с 31 на 1 января - праздник культурный, экономический, политический, но не религиозный. И, действительно, во многих европейских странах и США Новый год празднуется более спокойно, чем Рождество. У нас же всё наоборот. Это результат советского периода истории нашего государства, когда религия оказалась под запретом. Но многие люди продолжали и в то время втайне праздновать Рождество. И у советской власти возникла идея: вместо Рождества справлять Новый год - светский праздник, не несущей на себе никакой религиозной нагрузки.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/005/267/c47a416c0cdcf099aee96666ebc26ffe.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/002/955/c076ca4ddf3ae94be0ea39cfc169603e.jpg)
- И осталась в прошлом традиция празднования святок, когда молодые люди «рядились» и колядовали - обходили с песнями дома, прося сладостей. Какую нагрузку нёс на себе этот обряд?
- В нем ярко прослеживается русское двоеверие. Колядование представляет собой прославление Коляды - нового солнца, божества абсолютно не христианского. И все эти песни и весёлые игрища уходят корнями к встрече солнцеворота древними народами. Со временем песни стали посвящать не Коляде, а Христу. Произошло наложение религиозной традиции на языческую. Сегодня этот обряд сохранился лишь в виде костюмированного действа. Каждый год мы видим в афишах объявления о новогодних мероприятиях, включающих в себя и такое фольклорное празднество. Мы можем посмотреть представление и даже принять в нём участие, но колядовать по-настоящему уже никто не ходит.
Досье: Евгения Листвина родилась 11 апреля 1963 года в Саратове. В 1980 году окончила школу № 19, в 1985-м - исторический факультет Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. В 1989 году защитила кандидатскую степень, в 2002-м - докторскую. С 1987 года работает в СГУ. Заведует кафедрой философии культуры и культурологии. Входит в Совет по взаимодействию с национально-культурными объединениями при губернаторе Саратовской области.