Примерное время чтения: 7 минут
227

Как встречают Деда Мороза? Артист об утренниках, семье и творчестве

АиФ-Саратов № 52. "АиФ-Саратов" 23/12/2015

- Новый год у меня всегда ассоциировался с ёлкой и мандаринами. Кулёк с конфетами, а сверху экзотический фрукт. Мы же мандаринов раньше не видели, это сейчас они на каждом шагу, - делится Виктор Григорьев, солист Саратовского академического театра оперы и балеты.

Много хохм

- Виктор Сергеевич, вот уже полвека вы играете роль Деда Мороза. Сложно ли быть добрым волшебником?

- Первый раз я примерил на себя эту роль, когда мне было 14 лет. В школе меня обернули в большущий халат и отправили на сцену. С тех пор это мой рок. Сейчас особого труда роль Деда Мороза не составляет. С годами мы приобретаем опыт, нарабатываем различные стишки, игры и прочее. Но определённые усилия и затраты всегда есть. Поскольку и дети разные бывают - очень воспитанные и те, что начинают за бороду дёргать и смотреть, что скрывается за халатом. К ребятишкам я выхожу с песней, разговариваю с ними, играю. Как правило, и родители выражают больше эмоций. Наверное, вспоминают детство. В чудо вообще хочется верить всем.

Дед Мороз, как коньяк, с годами становится всё лучше, а вот Снегурочки, увы, быстрее сходят со сцены. В прошлом году одна из актрис сказала: «Представляешь, я раньше Снегурочку играла, а тут предложили роль Бабы Яги…»

- Наверное, немало курьёзов случалось во время утренников?

- Хохм было много. Я семь лет работал в Омском музыкальном театре, где также на всех утренниках скакал Дедом Морозом. Из цирка специально заказывали белую лошадь и сани, в которые я садился, и меня подвозили к театру. Само здание было стеклянным, ёлка размещалась на втором этаже. Ребята с криками «Дед Мороз приехал!» примыкали к окнам и завороженно смотрели, как я в красном костюме спускался с саней, покрытых синей плюшевой тканью, и шёл к ним. Помню, однажды мы сидим, ждём, и вот уже надо выходить, а лошади всё нет. Директор театра посмотрел на свои белые жигули и говорит: «Вить, поехали, я тебя отвезу». Дети тогда очень удивились, увидев Деда Мороза, выходящего из жигулей.

«К вашим услугам»

- Какое событие стало для вас значимым в уходящем году?

- Столетний юбилей мамы, который мы отпраздновали в прошлый четверг. Если говорить о менее значимом событии, я с удовольствием съездил на Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» в Нижний Новгород. Исполнил там роль мельника в «Русалке» и выступил в заключительном концерте. Гастроли всегда интересны. Это встреча с новыми людьми и, как правило, другое отношение. Здесь к нам все привыкли, а там спрашивают, когда удобнее машину прислать к подъезду, - всё «к вашим услугам». Сразу себя как-то солиднее ощущаешь.

- Не спрашивали у мамы, в чём секрет её долголетия?

В тему:
Виктор Григорьев: - У меня внучка младшая во второй класс ходит. Я у неё спросил: «Насть, ты что Деду Морозу заказала?» Услышал в ответ: «Дед, я не стала «париться», попросила у него «две штуки» - сама куплю, что надо!».

- Секрет прост: всю жизнь жила для кого-то, для себя не жила. Я у мамы четвёртый ребёнок, младшенький. Но из трёх моих сестёр осталась только одна. Когда мама рассказывает о своей жизни, произносит: «Я помню, как тятенька помирал в 21-м году…». 1921 год! Оставшись сиротой, мама росла в доме старшего брата, нянчила племянников. А тогда рожали каждый год. Сама мама была восьмым ребёнком в семье. Но её братья и сёстры начали погибать ещё в империалистическую войну, затем гражданская прошлась по ним, а после и отечественная. Я застал только маминых старших сестру и брата, который после войны остался инвалидом.

Девчонкой 10-12 лет мама помогала убирать при церкви, а лет в 14 пошла в прицепщики. Окончила тракторное училище и стала работать трактористом-комбайнёром. Затем, пройдя шофёрские курсы, устроилась водителем. А после пришлось сидеть с нами, детьми. Яслей и детских садов тогда не было. Жили мы в частном доме в Пугачеве. Сколько себя помню, мать всегда трудилась.

- Каких событий ждёте от следующего года?

- Маминого 101-го дня рождения! И хотелось бы чего-то большего для театра. Чтобы пришли новые интересные солисты, режиссёры, появились спектакли, на которые с удовольствием пойдут зрители и прослушают до конца.

Подрезают крылья

- А вы когда-нибудь уходили из зрительного зала, не досмотрев спектакль?

- Вообще я любопытный и редко ухожу со спектаклей. Но в этот раз мы с племянницей пошли на привезённую из Москвы музыкальную постановку «Кто боится Вирджинии Вульф», в которой играют народная артистка Елена Яковлева и заслуженный артист Михаил Трухин. Актёры - профессионалы, с хорошей пластикой и речью. Но сама постановка ужасная. Минут через 20 после начала народ начал уходить из зала! Хотелось увидеть и услышать для себя что-то полезное, интересное, а этого не было. Антракт всё никак не наступал, и нам тоже пришлось уйти. Непонятно было, что происходит на сцене, о чём спектакль. Но это не вина актёров. «Режиссёрство» у нас такое. И беда эта по всей России. В нашем театре последний главный режиссёр работал в 1982 году. С тех пор как он уехал, это место пустует.

- Насколько артисты могут влиять на работу режиссёра, вносить что-то своё?

- Режиссёры бывают разные. Одни рассказывают сценическую биографию и ставят основные задачи. Ведь любая роль - это определённый характер, поведение. К тому же мы связаны партнёрством. Я же не могу, как кот, сам по себе ходить по сцене. Режиссёр определяет ключевые моменты постановки, а дальше каждый пытается предложить что-то своё. Но бывают режиссёры-диктаторы, которые указывают, кому что делать, и ничего не хотят слышать в ответ. Мы периодически сталкиваемся с такими. Я считаю эту позицию в корне неправильной. Если зажать мою инициативу, я не смогу полностью проявить себя. Получается, что режиссёр сам себе подрезает крылья.

- Опера сейчас не пользуется популярностью?

- Хотелось бы полных залов на всех спектаклях. Однако…. Современные постановки в репертуаре долго не задерживаются. А старые спектакли устаревают и морально, и физически и постепенно уходят. И эта проблема повсеместно. Ещё один момент - оперы звучат на языке оригинала. Но наш итальянский итальянцы не поймут. Я несколько раз встречался с народным артистом Фуатом Мансуровым, который много лет был главным дирижёром Татарского театра оперы и балета. Он рассказал мне, как однажды Казань посетила делегация из Германии. Пригласили их на оперу, которая шла на немецком языке. Прослушав её, гости сказали, что спектакль им очень понравился, голоса прекрасные, но немцев поразило, что татарский язык так похож на немецкий! Вот и наш немецкий похож на что угодно, кроме оригинального языка...

Досье: Виктор Григорьев
Родился в 1951 году в Пугачеве. По окончании консерватории в 1981 году был приглашен солистом в Омский музыкальный театр. С 1988 года работает в Саратовском академическом театре оперы и балета. Народный артист России, доцент кафедры академического пения в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах