Уборочная кампания в активной фазе, а аграрии отмечают нехватку топлива, порой на заправках вовсе пропадает солярка. Как сельхозпроизводители выходят из положения? И можно ли рассчитывать, что обстановка стабилизируется?
В рыночной конкуренции
Росстат мониторит цены на бензин. Согласно данным на середину сентября, 95-й стоит у нас дороже, чем в других регионах Приволжского федерального округа: 56,87 рубля за литр. Это почти на три рубля дороже, чем в соседних Самаре и Пензе. К 26 сентября цены еще выросли.
«Сейчас литр 92-го на заправках стоит 53,31 рубля, 95-й - уже 61,3 рубля, - поражаются саратовские автомобилисты. - Цены вызывают шок».
В министерстве промышленности и энергетики области не соглашаются с тем, что у нас самый дорогой бензин в ПФО.
«По среднестатистическим ценам на автомобильный бензин всех марок Саратовская область в настоящее время занимает седьмое место в Приволжском федеральном округе», - сообщают в пресс-службе ведомства.
В министерстве поясняют, что сложившаяся ситуация объясняется многими факторами, в том числе плановой приостановкой нескольких нефтеперерабатывающих предприятий страны на капремонт и обслуживание оборудования, последовавшей корректировкой логистики, сезонным спросом, подросшим курсом валют.
Самое главное, что государство не регулирует цены на автомобильное газомоторное топливо. Стоимость формируется на основе рыночной конкуренции.
«На некоторых АЗС, обслуживание которых осуществляют независимые операторы, действительно может наблюдаться кратковременное отсутствие топлива на время доставки новой партии, - признают в минпроме. - Вместе с тем на нефтебазах Саратовской области имеется стабильный запас топлива. Отгрузка осуществляется в соответствии с договорами хозяйствующих субъектов с предприятием нефтепродуктообеспечения».
Автомобилистам и сельхозпроизводителям от этого не легче.
Развиваться станет сложнее?
Глава КФХ Андрей Цацулин из Романовского района рассказал, как выкручиваются фермеры.
«Топливо действительно может пропасть на день, - отмечает аграрий. - На заправках в металлические канистры отпускают по 200 литров на человека, в бак КАМАЗа можно залить 500 литров. Такая негласная норма. Поэтому многие сельхозпроизводители поступают следующим образом: отправляют, скажем, тракториста за 200 литрами, он приезжает на базу, заливает топливо в бочку, а следом отправляет другого сотрудника, и за день делают по несколько рейсов… Раньше мы закупали топливо не на заправках, а у оптовиков. Подумываю вернуться к этому. У оптовиков дороже, но можно брать, сколько нужно. Сейчас солярка на заправках стоит 72 рубля за литр, а доходила даже до 85 рублей. Конечно, это дорого».
В засушливом Перелюбском районе схожая ситуация.
«Проблемы с топливом были, есть и, похоже, будут, - сообщает руководитель крупного хозяйства Вячеслав Аистов. - Мы запаслись топливом на сезон, многие - нет: теперь продают урожай за копейки, чтобы купить солярку. Работать становится тяжело. Страну, конечно, мы накормим, но сельхозпредприятиям станет сложнее развиваться и модернизироваться».
В министерстве сельского хозяйства признают, что обращения, связанные с наличием дизтоплива, поступают, они решаются в ручном режиме.
«Могу сказать, что ситуация у нас лучше, чем в других регионах», - сообщает замминистра сельского хозяйства области Игорь Гриднев.
Во всяком случае, наши аграрии умудряются найти выход. Уже намолочено 5 млн тонн зерна. По итогам года планируется собрать 5,5 млн тонн.
Что касается топлива, то Правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива. Возможно, эти меры позволят насытить внутренний рынок, а также временные ограничения на поставки за рубеж дадут возможность снизить цену в регионе. Саратовские фермеры относятся к этому скептически: даже если топливо вновь будет в избытке, вряд ли оно станет дешевле 65-70 рублей за литр.