Примерное время чтения: 4 минуты
379

Как распознать в себе шопоголика?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «Аргументы и Факты - Саратов» 19/12/2012

Наша жизнь немыслима без покупок: мы регулярно пополняем запасы продуктов, оплачиваем услуги, приобретаем новые вещи. Только одни это делают обдуманно, другие спонтанно, но впрок, а третьи и вовсе не знают чувства меры.

Конец декабря - время распродаж и сезон покупок к новогодним праздникам. Саратовцы покупают подарки родным, друзьям, коллегам. А некоторые - себе и не один. Все ли готовы побороть желание что-то приобрести?

О тяге к новой вещи и проявлении силы воли в погоне за новинками авто рассказывает заведующая отделением кризисных состояний Эвелина Плято.

Вне силы воли

На сегодняшний день шопингомания достаточное распространенное заболевание. Ежегодно за помощью к психотерапевтам обращаются десятки саратовцев. Как правило, это люди, которые не могут самостоятельно побороть страсть к покупкам, и даже родственники остановить человека уже не в силах.

Вообще мечтать о покупке чего-либо вовсе не вредно, а даже полезно. Человек прикладывает много усилий для осуществления желаемого. Другое дело, что большинство людей способны ограничить себя. Прежде чем купить дорогую вещь, человек оценивает материальные ресурсы, задумывается о том, как покупка отразится на бюджете семьи, будет ли возможность оплачивать кредит. У шопоголиков волевая установка снижается. Они часто занимают деньги на вещи у знакомых, оформляют потребительские кредиты.

Наблюдения за пациентами показали, что наиболее опасный возраст для шопингомании - от 25 до 30 лет и от 45 до 50. При этом страсть к покупкам - не только женская болезнь, но и мужская. Только женщины, как правило, скупают одежду и косметику, а мужчины меняют автомобили. К тому же шопоголизм в основном свойствен жителям мегаполисов и крупных городов.

Болезнь из детства

«Встречают по одежке» - основной принцип, которым руководствуются люди, зависимые от покупок. И это не обязательно одежда - это и дорогая машина, квартира в престижном районе, брендовые вещи, посещение дорогих салонов красоты. Корни шопоголизма уходят в детство. Как правило, люди, склонные к «вещевой» зависимости, в детстве не получали желаемых вещей, игрушки, родители их ограничивали за провинности или не имели средств осуществлять детские мечты. По мере взросления мечта купить что-то новое или что-то дорогое не только не исчезала, но и усиливалась. И теперь, когда человек самостоятельно зарабатывает, он может себе купить желаемое. Покупая дорогие вещи, человек социально раскрепощается.

Стресс преодолен?

С детства мы привыкли, что покупки, презенты дарят нам радостные эмоции. В поисках позитивных впечатлений люди отправляются в магазины, салоны красоты. Покупка новой вещи помогает человеку справиться со стрессовой ситуацией. Когда покупки совершаются ради ощущения удовольствия - это тревожный сигнал. Одно дело, когда человек купил одни новые джинсы, другое, когда это уже восьмая пара. Либо когда мужчина приобретает пятый мобильный телефон. При этом в шопоголиках просыпается чувство вины. Нередко они корят себя за растрату денег.

Опасности от шопоголикомании в основном две: люди либо остаются без средств к существованию, потому что купить все невозможно, либо начинают страдать «вещизмом». В последнем случае всё начинает восприниматься как товар. Жизненным принципом становится «всё в жизни покупается и продается». Соответственно, меняется и отношение к людям - можно купить жену, можно с пренебрежением относиться к людям, которые ниже в карьерной лестнице, беднее в материальном отношении. Люди теряют способность отдавать тепло. Но стоит потерять платежеспособность, как люди впадают в депрессию, проявляют агрессивность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах