В Саратове заговорили об учебно-производственных комбинатах для школьников. Мол, на уроках технологии дети не получают достаточно практических навыков, поэтому в систему образования пора вводить изменения… Как все это будет выглядеть на деле?
Создадим мастерские?
Инициатива прозвучала от зампреда правительства области - министра образования Михаила Орлова. Он озвучил следующее: разработан проект «Трудовое обучение: навыки для жизни». Молодые люди, прошедшие его, после окончания школы смогут выполнять посильную домашнюю работу.
«В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях функции самообслуживания в быту и ручного труда заменялись уроками информационных технологий, - отметил чиновник. - Мы понимаем, что создание соответствующей материальной базы потребует дополнительных вложений, а также привлечения новых педагогов. С сентября этого года начнем интеграцию школ и среднего профессионального образования».
Насколько это осуществимо? В министерстве образования считают, что более чем. В последние годы материальная база училищ, колледжей, техникумов существенно обновилась. Школы, которые находятся рядом с учреждениями среднего профессионального образования, войдут в первый этап проекта. Подобный симбиоз может напомнить людям старшего возраста учебно-производственные комбинаты, где учащиеся старших классов получали первую профессию (в 90-е годы подобное обучение стало добровольным), но о восстановлении УПК в привычном понимании речь не идет. Также планируется заниматься укреплением материально-технической базы школ, где создадут мастерские: девочки будут учиться домоводству, а мальчики - работать с инструментами.
Однако министерская инициатива не стала для учителей саратовских школ большим и громким событием...
Перед гвоздями все равны
Учитель математики и информатики Татьяна Сергеева рассказала, что никакого новаторства в этом нет: в ее средней общеобразовательной школе г. Саратова давно налажено сотрудничество с ближайшим лицеем, преподаватели которого также работают учителями в школе.
«Такая практика сложилась, но она принята не во всех школах, - признается педагог. - Если поблизости лицея, техникума нет, то куда ребятам идти? Тогда вариант один: оснащать оборудованием собственные кабинеты. В продвинутых школах для девочек установлены швейные машинки. Их учат шить, вышивать, готовить несложные блюда».
Раз провозглашен курс на трудовое воспитание, значит, это направление будет развиваться.
«Больше 20 лет назад, когда я ходила на уроки труда, у нас все четверти были расписаны, чем мы должны заниматься: в первую готовили, в остальные шили, - вспоминает читательница Олеся Николаева. - И если с приготовлением салатов и макаронов у меня проблем не было, то шить совершенно не получалось, как мне ни объясняли! Каждое занятие для меня оборачивалось жутким стрессом. В итоге договорилась с соседкой с верхнего этажа, и она за конфеты выполняла мои задания по труду. Шить, естественно, я как не умела, так и не умею».
Но в подавляющем большинстве развитие в школах трудового воспитания приветствуется.
«Безусловно, родители дома должны заниматься с детьми, приучать их к самостоятельности, но хорошо, когда над этим работают и на уроках, развивают у ребят мелкую моторику, - отметила мама второклассницы Виктория Нерестова. - А может, для кого-то из школьников это станет началом профориентации и позволит определиться с будущей профессией. Да и потом, кем бы ребенок ни стал, когда вырастет, будь то прокурор или врач, все должны знать, как забить гвоздь».