На днях в Саратове произошло очередное ЧП: на Набережной Космонавтов девушка на электросамокате сбила пожилую женщину. Общественность забила тревогу: не пора ли ужесточать правила пользования этими средствами передвижения?..
Новые запреты?
Электросамокаты относительно недавно вошли в нашу жизнь, но уже успели завоевать популярность. Саратовцы от мала до велика лихо передвигаются на двухколесном транспорте с электромотором. Причем ездят настолько с ветерком, что то и дело попадают в аварии: то сами калечатся, то другим от них достается. Вечером 20 июня девушка наехала на 70-летнюю женщину. Пострадавшую доставили в медицинское учреждение.
Этот последний из очень многих эпизодов положил начало оживленной дискуссии с участием чиновников, общественников, граждан. Депутаты для безопасности граждан предложили урегулировать правила пользования электросамокатами. Первый зампред Саратовской областной думы Алексей Антонов высказался, что необходимо ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 км/ч в местах с плотным пешеходным потоком. Для этого муниципалитету нужно заключить договор с компаниями, предоставляющими такую услугу. Сейчас проект подобного соглашения находится в стадии проработки.
Депутаты также проговаривают возможность ограничения движения на отдельных общественных территориях. Это должно касаться не только взятого в прокат, но и личного транспорта. Пример тому - городской парк, в который запрещено въезжать на велосипедах и электросамокатах.
«С прошлого года, как у парка появились пункты проката, так мы и решили ввести подобный запрет, - рассказали сотрудники. - Люди очень довольны: они спокойно гуляют с детьми, никому не хочется быть сбитым. Иногда, конечно, на территорию пытаются заехать, но охрана старается этому препятствовать».
В областной думе предлагают внести изменение в правила благоустройства, что поможет распространить эту практику на муниципальные парки.
«Каталась, пока не попала в ДТП»
По закону и так далеко не все электросамокаты могут передвигаться по пешеходным дорожкам и уж тем более въезжать в парки. Это регламентировано мощностью двигателя.
«Если номинальная мощность двигателя составляет от 250 ватт до 4 киловатт, то такой электросамокат приравнен к мопеду, а значит, у водителя должна быть категория М, которую можно получить с 16 лет, - поясняет руководитель отделения по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД по г. Саратову Гульнара Курмакаева. - В таком случае передвигаться можно только по дорогам. А если в двигателе 249 ватт и меньше, то электросамокат приравнен к пешеходу, а значит, может ездить по тротуарам и прогулочным зонам. Некоторые транспортные средства могут развивать скорость до 50 км/ч».
К слову, электросамокат - удовольствие недешевое. В среднем он стоит около 20 тыс. рублей. А на более продвинутые модели сумма может достигать 60-70 тыс. рублей. Взять покататься на час обойдется в 200-300 рублей.
Мнения граждан на возможные запреты разнятся.
«Кататься на самокате весело! - высказывается саратовец Олег Р. - Для этого не требуется водительских прав, и можно достаточно быстро, без пробок, перемещаться по центру. Хотя порой страшно смотреть, как совсем крошечные малыши рассекают на них. Думаю, маленьких детей вообще не стоит допускать до таких средств передвижения.
«Я каталась на самокатах два раза, пока не попала в ДТП, - признается Наталья М. - Переезжала через рельсы, споткнулась и улетела с него. Доводилось видеть, как другие девочки пытались на нем проехать через бордюр и тоже падали. Молодые пытаются пробовать что-то новое, но это выходит боком. Ограничение скорости в людных местах, запрет на катание в определенных местах - правильные меры. Одни люди не должны наносить вред другим».
Решения с самокатами на законодательном уровне в нашей области пока не приняты. Если же это произойдет, важно, чтобы правила соблюдались всеми участниками движения.