«Я очень долго наблюдал за тем, как виртуозно обращается с топором мой дед и вот, в один прекрасный момент решил последовать его примеру, - вспоминает свой первый опыт мой собеседник. - Бить баклуши на деле оказалось не так-то просто».
Поделки с историей
Сегодня Андрей Нилович - высококлассный мастер по дереву. В его коллекции есть не только деревянные ложки различных размеров и форм, но еще - шкатулки, браслеты, черпаки, а также столовая посуда. У каждой поделки - своя история и судьба. Особенно увлеченно Андрей Нилович рассказывает о том, как из обычного пенька рождается маленький шедевр, по праву наделенный статусом одного из символов России.
- Ложка в нашей стране существовала с незапамятных времен, - говорит мастер резьбы. - Вспомните из истории: сначала она напоминала собой полукруг с длинной ручкой и использовалась по своему прямому назначению. Деревянные ложки были в каждом доме. Их делал либо сельский мастер, либо глава семьи. По времени это занимает не более двух часов. Самое сложное во всем процессе - сбить баклушу, то есть придать куску дерева форму заготовки.
Считается, если мужчина умеет держать в руках топор, сделать ложку ему не составит труда. Правда, для этого нужен набор специальных инструментов: тесальник, обрубленник, тесла, а также ножи и резцы.
- Ложку можно сделать практически из любой породы дерева, но особенно для этого хороши осина и липа, - продолжает рассказ Андрей Малышев. - Они обладают податливой фактурой и не имеют особенности скалываться. Очень часто в своей работе я использую кедр, яблоню и рябину. С детства привыкший к разъездам по нашей стране, стараюсь приобщиться к местным традициям того города или села, в которых приходится бывать.
Родился Андрей Нилович в Вологде, много раз бывал на Алтае и в республике Марий Эл, а ложки научился делать в Нижегородской области. Там же берет свои истоки хохлома, как говорят, - преемница иконописной росписи. Тот, кто владеет этой техникой, может научиться любой другой.
- Готовую ложку перед нанесением краски грунтуют глиной, а затем покрывают серебрянкой или алюминиевой пудрой, - поэтапно воспроизводит ход декоративной работы мой собеседник. - Зеленоватый или красный лак служит основой для росписи, его наносят на изделие после того, как высохнет серебрянка. В завершении ложку расписывают незамысловатыми на первый взгляд узорами хохломы.
Такая ложка сохранит здоровье
Деревянные ложки, пришедшие к нам из глубины веков, очаровывают не только своей неповторимостью и колоритом. Мы привыкли считать их сувенирами. Но они хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее употреблять деревянной ложкой. Она не даст вам обжечься горячими яствами. Кроме того, будучи экологически чистым материалом, деревянная ложка сохранит вам здоровье. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Ложки в зависимости от предназначения различаются по форме и фактуре: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п.
- Однако это еще не все достоинства изделий из дерева, - продолжает рассказ Андрей Нилович. - Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий давно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.