Примерное время чтения: 7 минут
369

От добра добра не ищут. Тамара Лыкова о ТЮЗе и театральной судьбе

АиФ-Саратов № 45. "АиФ-Саратов" 05/11/2014

Заболела театром

- Тамара Константиновна, вы всю свою жизнь работаете в одном театре. Как вам это удается?

- В драматическую студию при тюзе я пришла сразу после окончания школы. Прошла отбор и стала ученицей двух великих режиссеров и педагогов - Юрия Петровича Киселёва и Вадима Ивановича Давыдова. После студии меня оставили в театре. Об этом можно было только мечтать! Эти режиссеры украсили бы сцену любого столичного театра, и не только тюза, но и взрослого драматического. Работать с ними было одно наслаждение!

Хотя, как и во всей жизни, были и радости, и огорчения. Порой мы сердились на педагогов и не знали, как выразить свою обиду. Тогда нам казалось, что они чересчур придираются, требуют невозможного и совершенно лишнего. Казалось, что мы все уже поняли и знаем. А вот сейчас оглядываюсь назад и думаю: господи, если бы они оба вдруг ожили и стали требовать, как тогда, кропотливой работы над каждым междометием, над каждой запятой, я была бы счастлива! И полагаю, что не я одна.

Так сложилось, что уходить из тюза не было необходимости. Как говорят, от добра добра не ищут. И я не искала. А потом, скажу честно, и поздно стало уходить. Во всех театрах предпочтение отдается молодым, актерами среднего и более старшего возраста интересуются меньше. Да и не искала я других путей. И о том, что всю жизнь проработала в одном театре, не жалею. Никогда не просила ни гонораров, ни ролей, не плела интриг. При выпавших обстоятельствах я сыграла в тюзе все, что могла сыграть. За очень небольшим исключением. Поэтому жаловаться на свою судьбу не могу.

- А когда вы первый раз посетили театр?

- В 1946 году. Я тогда еще не ходила в школу. Родители собирались посмотреть спектакль «Дворянское гнездо» в Саратовском театре драмы, но обстоятельства сложились так, что мама не смогла пойти. Вместо нее пошла я. Раскрыв рот и замерев, я впервые сидела в театре. Все, что происходило на сцене, мне было понятно. Я до сих пор помню мизансцены, костюмы артистов и актера, игравшего Тургенева: он сидел в кресле, в уголочке, с закутанными в плед ногами. Рыдала весь вечер. С тех пор в мою жизнь навсегда вошли русская литература и театр. Я выучилась читать только для того, чтобы прочесть «Дворянское гнездо» и всего Тургенева. Думала, когда вырасту, у меня обязательно будет полное собрание книг этого автора... И заболела театром с того дня.

На мякине не проведёшь

- Каков сегодня Саратовский театр юного зрителя?

- Сегодня он не хуже других провинциальных театров. А раньше был центром духовной жизни города, на его спектаклях выросло не одно поколение саратовской интеллигенции. Было время, когда в тюз невозможно было попасть. Очередь стояла буквально от Крытого рынка.

Купишь билет и дрожишь от счастья, что идешь в театр. И зритель в Саратове был особенный, которого на мякине не проведешь: здесь не покажешь плохого спектакля в расчете на то, что публика все «схавает». Несколько лет назад приехал к нам «Ленком», который гастролировал в волжских городах. Билеты были проданы на два месяца вперед. К приезду в Саратов актеры уже очень устали и думали, что особо стараться не стоит. Но посмотрел наш зритель пару их спектаклей, и зал опустел. Стали возвращать билеты. Ох, как «Ленком» спохватился! Такой вот был требовательный зритель. Сейчас публика, конечно, более «всеядной» стала. И порой ей нравится что-то совершенно абсурдное.

Совсем недавно слушала интервью одного из лучших и образованнейших режиссеров страны Марка Розовского. Он сказал, что театр сейчас, к сожалению, мельчает. И виной тому пришедшие режиссеры - «шпана и шарлатаны». Эти люди вместо того, чтобы «вскрывать» пьесу изнутри, докапываясь до авторской задумки, уродуют произведение до неузнаваемости. Вносят свой текст, а после говорят, что они так видят Гоголя, Чехова... А ведь это не Гоголь и не Чехов, это «паразитирование бездарных людей на теле гениальных авторов». Мне хорошо запомнились эти слова, поскольку я сама твержу их постоянно. И критика молчит, подобные спектакли выдвигаются на премии и получают их! По мнению Розовского, если этого не остановить, мы свалимся в бездонную пропасть. И я абсолютно согласна с этим режиссером и готова подписаться под каждым его словом.

- Существует ли проблема с распределением ролей?

- Раньше в сезон ставили 6 премьерных спектаклей - три взрослых и три детских. И никто из актеров не беспокоился о том, что может остаться без работы. Одну большую роль в сезон всегда сыграешь, потому что режиссеры думали о каждом актере. В последние годы распределение ролей происходит своеобразно. Режиссеры у нас, в основном, приезжие. И им в театре выдают уже готовый список исполнителей ролей. В процессе работы они узнают людей поближе и часто удивляются, почему наше руководство распределило роли таким образом.

Я по-прежнему играю в детских спектаклях - Тортиллу в «Золотом ключике», нянюшку в «Аленьком цветочке». Роли хоть и маленькие, но прелестные - я их люблю. В постановках для взрослых у меня есть и большие роли - в спектаклях «Squat», «Королева красоты», «Наливные яблоки», «Дядюшкин сон»... Но в актерской работе важно не количество, а качество. Можно иметь большую роль, но неинтересную до невозможного, а можно играть в маленьком эпизоде, который дорогого стоит. Вообще, судьба женская в театре очень нелегка и редко когда складывается замечательно, даже у особо талантливых. Ведь и Фаина Раневская не сыграла всего того, что ей на роду было написано было сыграть. Взрослых женских ролей в театре не много, особенно в тюзе.

Трагедия жизни

- Можно ли прожить на актерскую зарплату или артистам приходится работать где-то еще?

- Конечно же, прожить на эти зарплаты сложно. Все актеры у нас подрабатывают. И я не исключение. Сегодня ведь без денег никуда.

С учетом последних прибавок, проработав 57 лет в театре и имея звание, я буду получать 8 тысяч. Пенсия при этом маленькая, а лекарства, квартплата и прочее безумно дорогие. Считаю, что несколько лет назад мне крупно повезло оказаться в Лицее прикладных наук, где я уже на протяжении нескольких лет веду драматический кружок. Там замечательный коллектив и славные ученики. Мы с ребятишками хорошо работаем. Часто занимаем первые места на городских конкурсах и уже взяли две «Золотые маски». Сейчас вот готовим спектакль к 70-летию Великой Победы.

- Старое здание театра не раз горело, теперь вы в новом. Как вы справились с этим испытанием?

- Для меня это была трагедия всей жизни. Я сильно привязана к старому зданию и до сих пор не могу привыкнуть к новому. От одного до другого - несколько шагов, и мне удобнее было бы идти из дома в театр все той же дорогой. Но я не могу ходить мимо старого тюза. Для меня это особое здание. Порой, когда смотрю на него, мне кажется, что я вижу тени тех больших актеров, с которыми мне посчастливилось выходить на одну сцену и работать... На мой взгляд, никакая проводка там не горела - был самый настоящий поджог. И странно, что за него никто не ответил, виновники отделались лишь легким испугом. Конечно же, молодое поколение наш переезд восприняло не так тяжело, как я и другие старожилы. И дай бог им творческих успехов в новом здании, в новом театре.

Досье: Тамара Лыкова родилась в Саратове 5 сентября 1939 года. В 1960 году окончила драматическую студию при Саратовском театре юного зрителя, в котором с тех пор и работает. В 1978 году получила высшее филологическое образование в СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Награждена Почётным знаком губернатора «За любовь к родной земле» (2000), премией Саратовского областного конкурса «Золотой Арлекин» (1999), медалью «За заслуги перед Отечеством» (1997).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах