В уходящем году прима-балерина Саратовского театра оперы и балета Юлия Танюхина получила звание заслуженной артистки России. Но теперь в ее сценической карьере поставлена финальная точка. О причинах такого решения она рассказала в беседе с нашим корреспондентом.
Сустав не выдерживает нагрузки
Александр Тиховод, АиФ-Саратов: - Юлия, поздравляем вас с почетной и долгожданной наградой! Что же требуется от артиста, чтобы его возвели в ранг «заслуженного»?
Юлия Танюхина: - О, это тернистый путь! Далеко не каждый его одолеет, поэтому так и радуюсь этой регалии. Чтобы ее заработать в балете, много лет надо исполнять ведущие партии, набрав внушительный репертуар на сцене. Надо участвовать в фестивалях, конкурсах разного уровня. Но в первую очередь необходима связь со зрителем. Некоторые артисты переключаются на гастроли, не успев закрепиться в родном театре. Для меня всегда особенно важным было внимание со стороны саратовской публики. Наша аудитория и благодарная, и взыскательная. Выходя после спектакля на поклон, заряжаешься ее энергетикой.
- Увы, на пике своего признания покидаете сцену. Как же так?
- Грустно, конечно. Хотя всему свое время. Два года назад у меня стало болеть колено. В первый раз не обратила на него внимания, продолжая репетировать, выступать. Потом начала лечение, съездила к хирургу в Москву. Врач объявил: коленный сустав не выдерживает высокой нагрузки, пора завязывать с танцами. Все же я решила уйти красиво, отметив полученный титул сольной партией в спектакле «Сон в летнюю ночь». Постановка была анонсирована как мой бенефис. Столько раз мне доводилось ее играть! И вот все - за мной опустился занавес. Простилась со зрителем, осознав: за 19 лет службы артисткой балета сделала в театре все, что могла.
Босиком в стиле модерн
- Балерины обычно стремятся к переезду из провинции в столицу, кто-то готов испытать свои силы в зарубежных труппах. Вы же остались дома…
- О чем нисколько не жалею. Все хотят хорошей жизни. А разве в Саратове нельзя найти такую жизнь? Я не могла оставить свой город, моих близких, учителей. Здесь великолепный театр с богатыми традициями. Мне были предоставлены все возможности реализовать себя на родине, а не где-то еще. Тем более, что в балете громадная конкуренция. Я понимала: в той же Москве немало тех, кто тоже хорошо танцует и отличается более выигрышными данными. Разумеется, артист на сцене должен передавать образ, пропустив его через собственную душу, но в первую очередь исполнителя роли в балете оценивают по его пропорциям. Балерине дают преимущества: большой подъем стопы, узкая щиколотка. Когда много трудишься у балетного станка, многое удается преодолеть… А в театре я начала работать еще студенткой третьего курса областного училища искусств. Тогда же впервые станцевала сольную партию - Фею резвости в «Спящей красавице». Выходит, мне доверяли.
- Представляю себе состояние юной артистки, дебютирующей при полном зале с VIP-персонами в почетной ложе.
- От волнения вся тряслась, это правда! Порой забывала порядок выхода на сцену. Совершая фуэте в «Щелкунчике», внезапно поскользнувшись при этом вращении, очутилась на полу. Широко раскрыв глаза, встретилась взглядом с худруком Юрием Кочневым, сидевшем в первом ряду. Пауза длилась доли секунды, но мне они показались вечностью. Вскочила, «докрутила» эпизод и, умчавшись за кулисы, от стыда разрыдалась. Танцевать в пуантах, известное дело, сложно. Куда приятнее исполнять номер босиком, что приветствуется в постановках в стиле модерн, которыми прославился хореограф Кирилл Симонов. Встреча с ним для меня, можно сказать, оказалась судьбоносной. Его постановки в Москве и Питере вот уже лет пятнадцать вызывают фурор. Саратовский зритель не сразу воспринял интерпретацию. Мне этот стиль импонирует: чувствовала себя как рыба в воде, играя под руководством Симонова. Вообще, уверенность приходит к балерине только с опытом.
- Вы действительно верите в судьбу?
- Определенно верю. Моя карьера могла пойти под откос в самом ее начале, опоздай я на поезд в Москву, где была пересадка в самолет до Берлина. Состав тронулся: еще секунда, и я не успела бы заскочить в вагон. А в итоге, как дипломант берлинского конкурса 2006 года, получила свою первую ведущую партию: к роли в спектакле «Жизель» подготовила старшая коллега Людмила Телиус, которая поддержала меня еще в годы учебы. Ее рекомендации, например, помогли мне повысить выносливость: это важно, так как некоторые сценические номера проходят в бешеном ритме. Симоновский «Стальной скок» идет полчаса, однако тут выматываешься быстрее, чем в трех актах «Дон Кихота» и «Раймонды». Это испытание неоклассикой тоже выдержала. И впрямь все звезды сошлись.
Боль под маской веселья
- Какой совет дадите тем, кто хочет стать балериной?
- Главная рекомендация - не бояться трудностей профессии. Занятия балетом делают человека невольником, превращают его в стоика. Если этого не происходит, то балет не для вас. Еще ребенком я не могла позволить себе радостей, которыми жили мои сверстники, по субботам до самого вечера приходилось разучивать упражнения. Только став взрослым, узнаешь цену выбранного пути - ты становишься очень ответственной, непременно выполнишь то, что потребуется в работе. За долгие годы в театре, попадая в ситуации, мешавшие в лучшем качестве предстать перед публикой, я вспоминала своего дедушку Николая Танюхина, старого солдата. Говорила себе: «Если на войне возвращались в строй после ранений, то почему я не смогу?» Обезболивающий укол - и на сцену. Из-за простуды мучает слабость, но нельзя сорвать представление. О вреде твоему здоровью в этот момент совсем не задумываешься. Примешь таблетку, чтобы сбить температуру, наденешь маску веселости под слой грима… Не сомкнув глаз, всю ночь я провела у постели захворавшей дочери, а утром спектакль «Дюймовочка», коллеги на гастролях и некому тебя заменить. Справилась.
- Мир балета в целом не такой, каким его характеризует эпатажная Анастасия Волочкова?
- Моя однокурсница занята в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Ни о каком криминале в этом храме искусств она не сообщает. Люди из богемы по своей природе амбициозные, трения между ними неизбежны, хотя до откровенной нечестности, думаю, здесь никто не опустится. На репетиции можем повздорить с партнером по спектаклю, а моя героиня Джульетта во время представления покажет безумную любовь к его Ромео, заставив зрителей поверить в эти чувства. Не соглашусь с фильмом «Черный лебедь», где изображается якобы изнанка балетной жизни. Он в типично заокеанской манере - с пошлостью, вымыслами. Мне же, игравшей на новогодних утренниках принцесс, ласточек и снежинок, хочется видеть окружающий мир светлым и добрым. А зависть? Лично я только радуюсь за тех, кто в профессии выше меня.