Примерное время чтения: 5 минут
200

Т. Зорина: «Рецепты выживания мы должны искать сами»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Саратов 22/09/2010

О том, как настоящее кино обнажает острые социальные проблемы, корреспондент «АиФ - Саратов» беседует с директором фестиваля Татьяной Зориной.

«Альтернатива должна быть всегда»

- Татьяна Викторовна, что несут «Страдания» саратовцам?

- Когда-то в нашем городе было очень сильное документальное кино. Здесь работали замечательные режиссеры, сценаристы и операторы. Потом между поколениями случился провал. До недавнего времени средний возраст членов Союза кинематографистов составлял около 60 лет. Молодежь документальным кино не занималась.

Поэтому у нас в начале двухтысячных просто не было другого выхода, как начать делать свой фестиваль. Чтобы молодое поколение увидело, какое существует кино в России и Европе. Был выбран жанр документальной мелодрамы, то есть разговор о том, как человек живет, что чувствует, о его неустроенности в этом мире. Или же как он пытается этот мир перестроить, или опускает руки и не знает, что делать дальше?

В этом смысле опыт других стран с их документальными лентами для нас очень важен. Может быть, кто-то найдет ответ, как выжить, преодолеть экономические и духовные кризисы. Ведь Европа сталкивалась с этим не раз и там есть свои рецепты выживания в тяжелых жизненных ситуациях. Такое кино - это диалог нашего саратовского зрителя с теми людьми, которые живут далеко, но оказываются в таких же ситуациях, переживают те же чувства.

- А чем удивляют зрителей саратовские режиссёры?

- По традиции город ежегодно представляет 1-2 фильма в большой программе профессиональных документальных фильмов. В этом году, по сравнению с предыдущими, выросло число российских фильмов, предложенных на конкурс молодыми документалистами. Нам особенно приятен дебют саратовцев О. Яковлевой и Г. Гришина «Мой папа - коммунист». Они попытались исследовать тему взаимоотношений поколений.

Но если вам интересно увидеть фильм отражающий - посмотрите блок любительских фильмов. Это как почва, из которой потом может вырасти что-то новое. Любительское кино - это такая разновидность «наивного искусства», которое свободно от профессиональных штампов. Мне лично это кажется очень интересным.

Надо сказать, наибольшее число фильмов саратовских авторов представлено в блоке любительского и экспериментального кино - своего рода фестиваль в фестивале. При этом сильное влияние, мне кажется, на авангардное кино оказывают наши художники, увлекающиеся современным искусством. В числе победителей предыдущих фестивалей были хорошие фильмы Е. Солодкого, М. Леженя, С. Милашечкина.

Но обособленность этого блока в том, что саратовские авторы на фестивале предпочитают смотреть только своё кино и не до конца представляют контекст, в котором показывают свои фильмы.

Постараемся в будущем привлекать к участию в фестивале представителей арт-хаусного кино. С тем, чтобы была возможность сравнить свои работы с работами авторитетных авторов.

Ведь альтернатива должна быть всегда. Наша страна уже проходила такой «безальтернативный» путь - когда «только так и все!» Именно поэтому мы наряду с профессионалами приглашаем тех, кто самостоятельно пытается что-то сделать своё.

Истории деформации любви

- Что вообще происходит с нынешней документалистикой?

- В этом году на фестивале представлено несколько фильмов, где жизнь человека будто впечатана в исторический и социальный фон. Наш постоянный автор, известный немецкий документалист К. Бёкель, привёз ленту «Московские истории любви» - частные наблюдения о происходящем в России с 90-х и до последнего времени. Автор соединил кадры жестким стыком: получилось политическое и социальное полотно, на фоне которого течет жизнь нескольких семей. В частности, интересно наблюдать за судьбой молодого человека, который в 1993 году предстаёт со светлым взглядом на жизнь, с надеждами, что все будет прекрасно…

И что сейчас? Он стал человеком с очень жесткими представлениями о мире. Теперь он все должен решать сам, не считаясь ни с чьим мнением и чувствами, особенно женщин. Такое сопоставление вызывает у зрителя сильнейшие эмоции!

- Не слишком ли сгущают краски зарубежные режиссёры, показывая российскую «жизнь»?

- Фильм норвежского режиссера Д. Кинселла, который получил один из главных призов фестиваля, называется «Убивая девочек». В нем рассказывается о русских девчонках 16-17 лет, которые «дружат» с мальчиками. В результате беременеют, но долгое время скрывают это в надежде на чудо. Кто-то из них решается на аборт, а кто-то рожает. Как правило, это юные мамочки из неблагополучных семей, которым приходится растить детей в жуткой нищете. Как иностранцу удалось снять фильм в столь доверительной манере?

Мы сами такие фильмы о себе не снимаем. Уж слишком откровенно, жёстко и страшно. Но такие ленты нужны, чтобы мы хоть на минуту остановились и задумались. Но наивно ждать, что какой-нибудь нидерландец или немец, сняв фильм, покажет нам выход. Решение проблемы мы должны искать сами.

Наша справка

Татьяна Зорина, тележурналист, главный редактор Нижневолжской студии кинохроники, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России, директор телекинофестиваля "Саратовские страдания".

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах