В новых условиях всем пришлось жить и работать в другом формате, в том числе в сфере культуры. Мы встретились с директором Саратовского областного музея краеведения Евгением Казанцевым и поговорили о том, как учреждение живет в пандемию, о редких коллекциях, выставках, предстоящем юбилее. Словом, о прошлом и будущем.
В постоянном поиске
Ольга Трушкина, «АиФ-Саратов»: Евгений Михайлович, думали, что когда-нибудь станете директором музея?
Евгений Казанцев: Конечно нет. В свое время я окончил исторический факультет, но работал по другому профилю. Когда мне 11 лет назад предложили эту должность, согласился - мне уже доводилось создавать музеи. В частности, музей истории Саратовского юридического института, где я работал. Для этого ездил в Москву, работал в архивах, чтобы подтвердить: в Саратове в 1925 году была образована 2-я школа НКВД, откуда берет начало вуз. Так что тема истории всегда была мне близка.
- Что вас поразило на новой должности больше всего?
- Прежде всего, коллектив. Отдаю дань глубочайшего уважения сотрудникам. Когда разговариваю с молодежью, которая хочет работать в музее, сразу отмечаю: нельзя рассматривать музей как место временного трудоустройства. Музеем нужно заболеть. Нужно погрузиться в его атмосферу и посвятить ему свою жизнь. У значительной части наших сотрудников всего одна запись в трудовой книжке. Они проработали в этих стенах по 30-40 лет. Слава богу, что в последние годы нам удалось поправить ситуацию, и сегодня они получают достойную зарплату. Удивило многообразие и богатство того, что хранит музей. В следующем году нам исполняется 135 лет. За эти годы создано уникальное музейное собрание, которое насчитывает более 400 тысяч единиц хранения! Ни один музей Саратовской области не имеет такого фонда. Мы входим в число самых крупных музеев Приволжского федерального округа. Музей должен ощущать пульс жизни и работать так, чтобы быть постоянно востребованным.
- Сейчас это удается?
- В пандемию у многих музеев первоначально появился элемент растерянности, выжидания, пессимизма. У нас этого не было. За один-два дня мы приняли решение работать в открытом формате. В четырех группах в социальных сетях мы начали рассказывать о своих коллекциях и представлять интересные экспонаты, пригласили посетить виртуальные экспозиции, предложили массу мастер-классов. В период пандемии у нас было более 200 тысяч виртуальных посетителей. Можете себе представить? Очень жаль тех людей, которые не пользуются возможностью приобщиться к богатейшему историческому и культурному достоянию края.
Вещественные доказательства
- Какие экспонаты наиболее известны?
- Мне ещё часто задают такие вопросы: «Евгений Михайлович, а какой ваш любимый экспонат? Что ценного вы храните?» Я считаю, что безнравственно и даже не этично оценивать экспонат по его стоимости на коллекционном рынке, сравнивать с предметами в антикварном магазине. То, что хранит музей, это действительно национальное достояние. И утрата любого предмета - большая беда! Не только для музея, но и для региона, всей России. Потому что за каждым экспонатом - легенда, история. Экспонат - вещественное свидетельство тех или иных событий, фактов, биографий, судеб. Что касается видов коллекций, а у нас их восемнадцать, то должен сказать, что некоторые не имеют аналогов.
- Например..?
- Коллекция, связанная с Петром Аркадьевичем Столыпиным, бывшим губернатором Саратовской области в 1903-1906 годах. Это около 700 предметов. Когда в Государственном историческом музее задумали делать выставку, посвященную Столыпину, обратились к нам. Это уникальные вещи: кресло из киевского театра, где Столыпин был смертельно ранен, шинель со следами крови, которой был укрыт, его мундир периода губернаторства в городе Гродно, фотографический материал, ленты от траурных венков, возложенных на его могилу. Это всё сохранено! Более того, часть предметов отреставрирована.
Или взять самолет Як-1. Вы знаете эту историю: Ферапонт Головатый один из первых в Советском Союзе на свои личные сбережения купил самолет, на котором летал Борис Еремин, ставший Героем Советского Союза. К сожалению, мы не имеем возможности хранить этот экспонат в нашем музее, не позволяет площадь, он находится на экспонировании в Музее боевой и трудовой славы на Соколовой горе. По решению экспертной комиссии он включен в реестр памятников науки и техники, которые хранятся в музеях РФ. Как его оценить? Невозможно!
- Интерес к фондам сохраняется?
- Он огромен! И не только у наших земляков. С октября прошлого года наша коллекция холодного и огнестрельного оружия - отечественного, японского, европейского - экспонируется в музее Казанского кремля.
- Как разрабатываете концепцию выставок?
- В конце года планируем, что преподнести посетителям на следующий год. Мы стараемся понять, чем живут общество, страна, регион. И в первую очередь откликаемся на те события и факты, которые наиболее значимы в данный период. Например, в прошлом году был Год театра - этому была посвящена целая серия выставочных проектов... Как музей краеведения мог пройти мимо 75-летия Победы? Предложили сразу два проекта. Известно, что сейчас идет мощная волна фальсификации истории. Поэтому особенно важно представить документальные материалы о войне, которые говорят нам правду. Очень много материалов приносят сами жители.
- Передают музею что-то такое, что удивляет даже опытных сотрудников?
- Удивляет, когда жители приносят уникальные вещи и при этом желают остаться неизвестными. Вообще, согласно музейному законодательству, мы обязаны документально оформить то, что нам приносят. Всё это инвентаризируется, вносится в музейную базу данных, в Госкаталог, составляются соответствующие акты. В Ночь музеев один из посетителей принес в музей глиняный кувшин 1920-х годов. После экспертной оценки пришли к выводу, что он достоин быть представленным в экспозиции! Каждый год в музей поступает более 6 тысяч предметов. Так что могу сказать: бывают удивительные и неожиданные поступления, которые становятся стимулом для научных изысканий и новых проектов.
Накануне реставрации
- В следующем году музей отметит юбилей. Готовитесь?
- Зданию на улице Лермонтова, в котором мы находимся, 230 лет. Оно является объектом культурного наследия федерального значения. Мы очень благодарны правительству области, губернатору, министру культуры за усилия, которые они прилагают для сохранения этого памятника. В этом году заканчиваем проект реставрации, который сейчас проходит экспертизу. И перед нами встанет вопрос: а что же дальше? Необходимо сохранить исторический облик и представить новый музей, новое содержание, новые экспозиции. Наша мечта - сделать открытое хранение: дать посетителям возможность по особому графику приходить в хранилище и знакомиться с экспонатами, которые не представлены в экспозиции. Обязательно проведем научную конференцию. Если реставрация начнется, музей не прекратит работу.
- То есть господдержка оказывается?
- В рамках нацпроекта «Культура» работаем по двум направлениям. Благодаря федеральному проекту «Цифровая культура» планируется создание мультимедийного аудиогида по экспозиции музея. По проекту «Творческие люди» музей проводит циклы мероприятий «С любовью к Отечеству», а также фольклорные праздники, музейные уроки и квесты. Должен сказать, что в рамках этого проекта обслужили более четырех тысяч посетителей. Прежде всего детей и молодежь. После пандемии продолжим этот проект. Так что да, нацпроект оказал нам поддержку и подтолкнул нас в этой работе идти вперед.
- Скоро отметим День России. Что он даёт?
- Музей краеведения никак не может пройти мимо этого праздника. Что является фундаментом для России? Многонациональность. В ближайшие дни представим в соцсетях проект «Ожерелье Поволжья», посвященный народам, проживающим в нашем регионе: это русские, украинцы, немцы, чуваши, мордва, татары. Каждому народу посвятим отдельный блок. Расскажем о предметах истории, культуры, быта. Еще раз напомним, чем богата саратовская земля... Есть такое мнение, что музей - тихая гавань, где ничего и никогда не меняется. Это глубокое заблуждение. Музей всегда был и остается очень живым организмом.