Интерес к искусству
- Удивительно, но с каждым днём вещи, сделанные вручную, становятся ценнее конвейерного производства, - отмечает Елена. - Они хранят тепло рук мастеров, их особую энергетику. Мне самой часто хочется обзавестись уникальными поделками других керамистов, которые сделаны из природного материала и радуют глаз.
Интерес к искусству у Елены зародился в детстве. Сначала она посещала художественную школу в посёлке Безенчук Самарской области, затем окончила колледж в Чапаевске по специальности педагог изобразительной деятельности. В середине 90-х переехала с семьёй в Саратов, где художник-керамист Андрей Челобанов в 2000 году открыл при своей мастерской курсы по лепке из глины. В числе его учеников оказалась и Елена. Их сотрудничество с саратовским мастером длилось в течение нескольких лет. Когда в 2005 году Челобанов уехал в Москву, выученные им керамисты своего увлечения не бросили. Объединившись, нашли помещение и открыли в Саратове новую мастерскую.
- Каждый у нас создаёт изделия в своём направлении и по собственной технологии, - рассказывает Елена. - К примеру, Наталья Макарова, архитектор по образованию, мастерит декорации для украшения интерьера. Сегодня она по просьбе одного батюшки возводит маленькие церкви из глины. Гончар Юрий Рожков создаёт цветочные горшки, предметы садово-паркового интерьера и скульптуры, которыми украшают свои территории любители дачного отдыха. А Юрий Пелишенко лепит маленькие чашечки и разукрашивает разноцветной глазурью. Забавные человечки и зверушки выходят из-под рук Светланы Соколовой.
Придать форму
Всего в саратовской мастерской художественной керамики трудятся семь человек. Все изделия, будь то предметы быта или тончайшие украшения интерьера, создаются вручную и имеют свой неповторимый стиль. Основной материал, используемый местными керамистами, - огнеупорная глина, привезённая из села Золотое, расположенного под Саратовом.
- Я несколько раз пыталась создавать поделки из другого сырья, но получалось значительно хуже. Сначала мы придаём глине необходимую форму, затем оставляем получившееся изделие высыхать на воздухе, - делится Елена. - Причём глину вполне можно сочетать с другими материалами - стеклом, деревом. Высохший предмет обжигаем в печи и декорируем - наносим цветные глазури, эмали, акриловые краски. Всякий раз, когда я берусь за работу, ещё не знаю, что получится в конце, потому что в процессе одно порождает другое.
Елена превращает бесформенное сырьё в уникальные изделия - от сувениров в виде коров, кошечек и собак, из которых любители собирают коллекции, до больших изысканных скульптур. Самая мелкая работа мастера - фигурка кота высотой три сантиметра. А вот самая крупная была сделана ещё с Андреем Челобановым - короб размером восемьдесят сантиметров, внутрь которого помещён целый глиняный город. Всего таких макетов создано четыре, и все они теперь находятся в Москве.