Работа общественного транспорта в Саратове вызывает много жалоб и нареканий. Однако плату за проезд вновь решено поднять… В мэрии обещают, что с введением брутто-контрактов поездки станут комфортнее. Что изменится?
Безвыходное положение
В чем заключается недовольство саратовцев работой автобусов и маршруток? Все просто: интервал движения не соблюдается, народа битком, транспорт старый, в салонах очень грязно, пахнет плохо, до отдаленных микрорайонов вечером не доберешься. Это не наговоры вечно недовольных горожан и злопыхателей. В рейды с проверками общественного транспорта выходят чиновники, прокуроры и, как правило, соглашаются с выводами горожан, в адрес перевозчиков составляются претензии... Однако на протяжении многих лет ситуация не меняется. Зато плата за проезд повышается исправно.
И вот очередная волна. Подорожание началось с апреля и продолжится в июне. Оно коснется десятков маршрутов города. За поездку придется платить больше в среднем на 4-7 рублей: вместо 30-31 - 36-38. В мэрии сообщили, что изменение стоимости проезда объясняется обновлением подвижного состава, необходимостью проведения технического обслуживания транспорта, текущего ремонта, изменением цен на запчасти, ГСМ.
«Конечно, едва ли кто-нибудь радуется повышению платы, но мы находимся в безвыходном положении: в Саратове большие расстояния, которые не пройдешь пешком, а ездить на такси дорого, поэтому все равно люди будут ездить в автобусах и маршрутках, - рассуждает саратовчанка Ольга Киселёва. - Но зачастую мы ездим просто ужасно. Понимаем, что перевозчикам выгодно собирать на остановках как можно больше людей, и не важно, каково приходится пассажирам. Понимаем, что этот бизнес выгоден, и решения в нем принимаются не простыми людьми. Но можно же хоть как-то начать решать проблему, учитывая общее недовольство?»
Видимо, из этих соображений в Саратове заговорили о брутто-контрактах. Что это такое и для чего они?
Только два маршрута
Идею с брутто-контрактами предложил губернатор. При поддержке Романа Бусаргина муниципалитет получит деньги на этот проект. Его смысл заключается в том, что людей нужно будет перевозить на новых автобусах с системой кондиционирования, а оплату перевозчики получат за число выполненных рейсов, а не за количество перевезенных пассажиров. Это будет стимулировать перевозчиков исправно работать по вечерам и в выходные дни.
«Контракты предусматривают жесткую систему штрафов, - отмечает мэр Лада Мокроусова. - Стоимость проезда на муниципальных автобусных маршрутах, работающих по брутто-контрактам, будет устанавливаться Саратовской городской Думой».
Идея с подобными контрактами не новая. Так работают перевозчики в Москве начиная с 2016 года. Спустя несколько лет к ним присоединились в Санкт-Петербурге, Омске, Перми, Астрахани и других регионах. В 2024-м решили внедрить у нас.
Пока на брутто-контракты переводятся только два муниципальных автобусных маршрута: 6А и 90А. Проезд в них составит 34 рубля.
Все остальные саратовцы, которым без надобности эти автобусы, будут ездить по-старому, только за бо`льшую плату.