Многие саратовцы ездят на европейских, американских, японских автомобилях. Из-за введенных санкций прогнозируется не только рост цен на запчасти, но и их дефицит, что может привести к росту угонов с последующей разборкой автомобилей на запчасти. Насколько это вероятно? И как уберечь свой транспорт от опасных посягательств?
Дорогое удовольствие
Эксперты автомобильного рынка прямо обозначают проблему: уход иностранных компаний с рынка, скачок курса рубля привели к астрономическому росту цен на запчасти. Также непросто обстоят дела с поставками оригинальных комплектующих из Европы, США. Китай не выпускает всю линейку необходимой продукции, да и не факт, что она будет подходящего качества. Так что эксперты в открытую заявляют, что машины начнут чаще угонять, разбирать на запчасти и продавать детали.
Подорожание запчастей саратовские автовладельцы ощутили на собственном кармане.
«Недавно менял датчик дроссельной заслонки на своем Chevrolet Spark, - рассказал наш читатель Иван Носов. - Раньше он стоил 2900 рублей, сейчас - 4900; 4-литровая канистра масла стоила 2500 рублей, а сейчас – 6000».
«Думал менять машину, но теперь и с кредитом это сделать нереально: стоимость Skoda Rapid была 1 млн 600 тысяч рублей, теперь 2 млн 500 тысяч, Skoda Octavia - 2 млн 800 тысяч, теперь в районе 3,5 млн рублей, - посетовал саратовец Александр Переверзев. - И это не дорогие иномарки. За такие деньги можно купить квартиру в Саратове, в которой будут жить внуки. Так что планирую и дальше ездить на той машине, что у меня сейчас».
Представитель одного из официальных салонов «Рено» в Саратове подтвердил, что машины существенно подорожали, цены на запчасти, в зависимости от модели, выросли на 30%, они приходят, но ждать нужно долго. Как будет дальше, сказать трудно: ситуация меняется каждый день.
«Запчасти на складах еще есть, достать их можно, - успокоил мастер по ремонту автомобилей Сергей Котов. - Но стали стоить в два раза дороже. Причем это подорожание коснулось запчастей, которые еще есть на складах».
А раз машины и запчасти стали столь дорогими, то интерес к ним со стороны мошенников всех мастей может вырасти.
Что плохо положено…
Начальник отдела информации и общественных отношений МВД области Анастасия Захарова успокаивает, что до этого пока не дошло. Роста краж автомашин и угонов в регионе пока не наблюдается. В 2020-м зафиксировано 93 кражи автомобиля, в 2021-м - 101 (158 ст. УК РФ). В 2020-м в области было 280 угонов, в 2021-м - 249. За угон предусмотрена ст. 166 УК РФ.
Хотя корректнее будет сравнивать первые три месяца 2021 и 2022 годов: угонов 65 и 39, краж машин 21 и 22 соответственно.
«Угоны в нашей области чаще всего совершаются из хулиганских побуждений, в состоянии алкогольного опьянения, а не с целью дальнейшей продажи на запчасти, - отметила Анастасия Захарова. - Что у нас распространено, так это кражи из автомобилей».
В последнее время этим особенно «славятся» Саратов и Балаково.
Совсем недавно в Заводском районе Саратова полицейские задержали мужчину, подозреваемого в серии краж из автомобилей. Злоумышленник похищал из салонов деньги, электроинструменты, телефонные аксессуары.
В Балакове тоже вскрывали машины, только в них оказалось нечего брать.
Доходит до того, что дергают за ручки, ищут, какие машины не заперты, где приоткрыты окна, и забирают из салонов ценные вещи. А то и с фонарем вечерами ходят и оценивают, что хорошее лежит на видном месте: будь то ноутбук, планшет, регистратор.
Правоохранители призывают не провоцировать на преступления и не хранить в машине, не класть на видные места ценные вещи.
А еще лучше на ночь ставить машину в гараж. Но для этого его еще купить нужно, что недешево. Опытные автомобилисты рекомендуют оставлять авто хотя бы на платной парковке. Несколько тысяч рублей в месяц, в сравнении с ценами на запчасти и вероятным ущербом от краж, - уже и не деньги вовсе.