Примерное время чтения: 8 минут
77

С. Овсянников. В модели реформы заложена конфликтность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 15/11/2006

Три года назад принят один из самых неоднозначных и часто критикуемых федеральных законов - Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ФЗ -131). Напомним читателям: Саратовская область находилась в более сложном положении, так как необходимо было сформировать нижний уровень местного самоуправления.

В октябре прошлого года прошли выборы, в результате которых сформированы представительные органы местного самоуправления городских и сельских поселений. В марте 2006 года жители области избрали своих представителей в муниципалитеты районов. Сейчас местное самоуправление осуществляется в 439 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 38 муниципальных районах, 42 городских и 355 сельских поселениях.

Созданное самоуправление немного напоминает систему существовавших ранее советов. Ведь сельсоветы существовали тогда в каждом населенном пункте. Теперь в муниципалитетах появились по два руководителя - глава муниципалитета и глава администрации. У них разные обязанности и задачи. Первый контролирует бюджет, нормотворчество, второй возглавляет исполнительную власть.

О том, как идет реформа местного самоуправления, рассказывает министр облправительства Сергей Овсянников.

- После муниципальных выборов прошло уже достаточно времени, но конфликты в некоторых из них продолжаются. Чем они вызваны?

- Депутатов представительных органов муниципалитетов избирало население. За каждым из них стоят 5-10 тысяч человек, проживающих в округе или районе. Народные избранники в соответствии со своими законными полномочиями вправе издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией, независимо от формы собственности или ведомственного подчинения. Это придает органам мест.ного самоуправления (ОМС) особую значимость в решении вопросов местного значения.

К сожалению, пока не все руководители это понимают. Случается, кто-то начинает возмущаться, жаловаться, как говорят, "загибать пальцы". Не буду скрывать, есть конфликты и в руководстве нескольких муниципалитетов. Например, в Ровенском районе - противоречия между всенародно избранным главой района и депутатами представительного органа. В Саратовском - между главой муниципалитета и главой администрации. Получается, проблемы только в единичных районах. Это немного для такой большой области, да еще в условиях реформы местного самоуправления.

Кстати, в нынешней модели реформы местного самоуправления заложена определенная конфликтность. У нас теперь четко разделены законодательная и исполнительная власть, появились два руководителя - глава муниципалитета и глава администрации. Противоречия возможны хотя бы потому, что они разные и они просто люди.

- Как собираетесь бороться с "междоусобными войнами"?

- В самом 131-м законе предусмотрен механизм преодоления конфликтов - четкое распределение полномочий. У главы муниципалитета - распорядительные функции, у главы администрации - исполнительные. Все! Сейчас некоторые главы, работавшие раньше, чувствуют сокращение своего поля деятельности. Преодолеть психологический барьер для многих из них оказалось трудно. Тем не менее, разделение властей установлено законом и обратного пути нет. Конфликты носят личный характер, и мириться с ними областная власть не собирается. Думаю, понимание своей роли, функций и обязанностей каждым должностным лицом муниципалитета придет - для этого нужны опыт и время.

- Часто ли вам приходится в своем рабочем кабинете объяснять депутатам и руководителям муниципалитетов, чем каждый из них должен заниматься?

- Постоянно. И в рабочем кабинете, и в командировках, и даже на семинарских занятиях. Объясняю им, что депутатский мандат и значок - не самое важное. Главное - засучить рукава и работать.

Местечковые интересы побеждают здравый смысл

- Что происходит в Перелюбе? Почему депутаты не избирают главу администрации муниципалитета? Несколько из них написали письмо президенту Путину - требуют разобраться.

- В Перелюбе победили две группы, поддерживающие разных людей. При раскладе 6 против 9 никак не могут между собой договориться. Не понимаю, зачем писать в Москву, когда вопрос относится к депутатской компетенции? Если сами не могут разобраться, за кого поднимать руку во время голосования, ни Путин, ни губернатор и никто другой этого не сделает - не имеет права. Перелюб и Балашов - два района, где голос областного правительства едва слышится, поскольку местечковые интересы побеждают здравый смысл.

Языком аргументов

- "Единая Россия" победила на выборах во всех муниципалитетах. Это не спасло от противоречий и конфликтов во время выборов глав и глав администраций.

- Да, трения были примерно в каждом третьем муниципалитете. Приходилось работать с депутатами Марксовского, Новобурасского, Красноармейского, Ртищевского, Турковского, Краснокутского, Ершовского, Балтайского, Петровского районов. Но жесткий язык аргументов и фактов заставил некоторых лидеров проделать путь от амбиций до компромисса. Мне, как партийному руководителю, заместителю секретаря регионального политсовета "ЕР", приходится констатировать - партийная дисциплина хромает. Мне не совсем понятно, почему принятые по каким-то кандидатурам решения не исполняются во время голосования. Но в этом есть и положительный момент: "ЕР" - не КПСС, где работал принцип "одобрямса".

- Приходилось использовать административные рычаги?

- По закону ОМС отделены от органов государственной власти. Они самостоятельны в вопросах местного значения. Роль министра, отвечающего за реформу - помочь депутатам найти компромисс, усадить за стол переговоров. Я не курирую финансовый блок обл.правительства и не могу по своему желанию что-то дать или, наоборот, отобрать. Ни один "мятежный" район не подавлялся с помощью финансовых или административных рычагов. Власть понимает: кроме строптивых депутатов, есть еще обычные люди, и они не должны страдать. Какое бы лицо - приятное или не очень для областной власти ни возглавляло муниципалитет, население получит все деньги, которые должны прийти из областного бюджета. И бюджетный рубль во всех районах - одинаковой "длины".

- Вы верите в 131-й закон?

- Конечно. У него есть будущее. Пройдет время, возможно, до 2009 года, и он начнет работать в интересах жителей области. В результате реформы мы получили хозяев своей земли в виде органов местного самоуправления. У них появится бюджет со своей расходной частью, возможность рационального использования имущества. А у должностных лиц - чувство ответственности перед людьми.

Где найти опытных депутатов?

- Расскажите, с какими проблемами пришлось столкнуться в ходе реформы.

- Саратовская область на начало реформы не имела нижнего уровня муниципалитетов - муниципальных округов городских и сельских поселений. Области нужны были 4018 грамотных, образованных депутатов. Где их найти? Ведь не каждому хочется взваливать на себя груз ответственности и становиться публичным человеком.

На уровне муниципальных округов пришлось стартовать с нулевой точки. К тому же вдвое сократилось число сельских административных округов за счет укрупнения. Это комплекс проблем - начиная от покупки лампочки, замка для входной двери в помещение муниципалитета, заканчивая созданием нормативной базы.

Федеральный закон позволил пойти по пути постепенной передачи полномочий вновь образованным муниципалитетам. С 1 января ОМС реализуют 10 вопросов, требующих минимума денег и всегда решаемых и прежней властью, начиная с сельских советов.

Сейчас отдали на уровень муниципалитета еще 9 вопросов местного значения. В 2007 году - мы должны подготовиться к переходу муниципалитетов на собственный бюджет. Пока же они финансируются по смете из консолидированного бюджета района.

"Пилотные" проекты в двух муниципалитетах

- Сколько муниципалитетов области следующий год проживут за счет собственной налогооблагаемой базы?

- В следующем году - ни одного. Мы пошли по пути эксперимента в двух районах по полному исполнению полномочий. Область обеспечит все расположенные на их территории муниципалитеты компьютерной техникой, программным обеспечением, транспортом. Проведем обучение специалистов. В облправительстве создана рабочая группа по двум "пилотным" проектам. Нужно понять проблемы, наработать опыт. Это даст возможность всем муниципалитетам с 2008 года перейти на собственные бюджеты и осенью того же года провести очередные муниципальные выборы.

- Кто из числа муниципалов - яркие, неординарные личности?

- Это те, кто прошел горнило жесткой предвыборной борьбы: Кускалиев (Перелюб), Зайцев (Красный Кут), Егоренков (Красноармейск), Нефедов (Лысые Горы), Санинский (Ртищево), Бобров (Самойловка), Моисеев (Маркс). Хотелось бы, чтобы после жарких предвыборных баталий началась тяжелая и напряженная работа. К сожалению, это происходит не везде. "Борцы" из Балашовского района (глава администрации - А. Щенин) начали с установления больших зарплат, премий и проводят непонятную кадровую политику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах