Примерное время чтения: 4 минуты
57

"Тройка" за реформу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

Три года назад принят один из самых неоднозначных и часто критикуемых федеральных законов - Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Напомним читателям: Саратовская область одной из первых запустила "пилотный" проект двухуровневой системы местного самоуправления. Хотя его разработчики предусмотрели возможность отсрочки до 2009 года.

В октябре прошлого года прошли выборы, в результате которых сформированы представительные органы местного самоуправления городских и сельских поселений. В марте 2006 года жители области избрали своих представителей в муниципалитеты городов и районов. Сейчас местное самоуправление осуществляется в 439 муниципальных образованиях, в том числе в 4 городских округах, 38 муниципальных районах, 42 городских и 355 сель.ских поселениях.

Назад в будущее?

Многие аналитики говорят, что созданное самоуправление напоминает систему существовавших ранее советов. Ведь сельсоветы существовали тогда в каждом населенном пункте, даже жители областного центра избирали депутатов в райсоветы. Теперь, как и раньше, в муниципалитетах появились по два руководителя - глава муниципалитета и глава администрации. У них разные обязанности и задачи. Первый контролирует бюджет, нормо.творчество и чиновников, второй возглавляет исполнительную власть.

О том, как идет реформа местного самоуправления, рассказали вице-губернатор Александр Бабичев, министр обл.правительства Сергей Овсянников и руководитель комитета облдумы Сергей Богомолов.

По словам Александра Бабичева, прошли легитимные выборы и началась передача полномочий вновь организованным муниципалитетам. Особенность реформы по-саратовски - она идет поэтапно. Связано это с тем, что все муниципалитеты образованы недавно, и во многих из них не готовы брать на себя всю ответственность за жизнеобеспечение граждан.

Научиться жить за свой счет

В нынешнем году переданы всего 10 из перечня вопросов местного значения поселений, определенных статьей 14 Федерального закона. В следующем году на уровень сельских поселений отойдут еще 19 вопросов, на уровень городских - 21. Например, муниципалитеты городских поселений займутся еще и организацией мероприятий ГО и ЧС. В двух муниципальных районах - Пугачев.ском и Татищевском - стартуют "пилотные" проекты по реализации ФЗ-131 в полном объеме. Это позволит остальным муниципальным районам уже в 2008 году избежать возможных ошибок.

Во взаимоотношениях между областной властью и муниципалитетами соблюдается принцип "полномочия в обмен на деньги". Все муниципалитеты пока финансируются по смете, в основном, из облбюджета, и ресурсов, конечно же, не хватает. Решить проблему облправительство хочет с помощью целевой программы "Развитие местного самоуправления на 2006-2008 годы".

В перспективе муниципалитеты должны научиться жить за счет своей налогооблагаемой базы - налоги на землю и имущество физических лиц. Область и впредь будет помогать муниципалитетам в обучении специалистов, материально-техническом снабжении (компьютерами, автотранспортом и т. д.), методическим обеспечением. Кстати, Александр Бабичев оценил итоги работы муниципалитетов за прошлый год на "тройку с плюсом".

- Реформа местного самоуправления нам действительно нужна, - считает Сергей Богомолов. - Без органов местного самоуправления государство будет статичным. Другое дело, что реализация этой реформы связана с определенными трудностями. Так уж случилось, что местное самоуправление в России и, в частности, в нашей области складывается не так, как в Европе. Старый и Новый Свет развивались гораздо быстрее нас. Поэтому нам еще нужно время для того, чтобы создать все условия для четкой реализации реформы.

Без коллапсов и кризисов

Сергей Овсянников - министр облправительства, отвечающий за реформу местного самоуправления, считает главным достижением то, что за последний год не случилось коллапсов и кризисов в системе жизнеобеспечения населения. Если "взвесить" отрицательный и положительный опыт, полученные за последний год, то последнего окажется больше.

Во-первых, создана вся законодательная база, во-вторых, сформированы представительные и исполнительные органы муниципалитетов.

Но реформа, как бы она ни проводилась, всегда рождает новые проблемы. Еще не везде деловитость и способности депутатов и муниципальных служащих отвечают запросам людей. Например, в Балашовском, дотационном, муниципалитете деньги потрачены не по прямому назначению. В Перелюбе депутаты никак не могут выбрать главу администрации. Большой плюс - активное участие муниципалитетов в реализации президентских национальных проектов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах