Примерное время чтения: 5 минут
59

Национальный проект опоздал?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 18/10/2006

"Мы много лет ждали помощи от государства! Но национальный проект опоздал - мы за эти годы так обнищали, что уже не можем взять кредит, пусть и на льготных условиях", - так начался разговор корреспондента "АиФ - Саратов" о крестьянском труде и национальном проекте с работниками колхоза "Романовский" Федоровского района.

Колхоз "Романовский" - один из немногих устоявших на ногах хозяйств района. Люди работают круглые сутки, но денег хватает лишь на зарплату, налоги, закупку горючего и запчастей для техники, платежи по теплоэнергоресурсам и старым долгам. На проведение весенне-полевых работ приходится брать новый кредит, средств на развитие не остается вовсе. А между тем, вся техника "Романовского" изношена на 80 %. Последнее приобретение - два комбайна - хозяйство купило еще два года назад, да и то - в лизинг. Тракторный парк не обновлялся с 1991 года. Люди работают на машинах, собранных еще в 80-х. Животноводческими помещениями всерьез никто не занимался с 70-х годов - денег хватает только на небольшой косметический ремонт.

Крестьяне работают в убыток

- Раньше мы занимались свиноводством, - рассказывает главный экономист колхоза Любовь Ланкина. - Но в 2005 году пришлось пустить свиней под нож, помещения законсервировать, а людей перепрофилировать на другие работы. Надеемся, что свиноводство еще можно возродить. Поэтому тратим силы и деньги на содержание производственных помещений. Мы получаем от государства субсидии - 1,3 миллиона рублей. Конечно, при наших затратах это мизер - только на горючее за сезон уходит более 10 миллионов. Однако и такая поддержка позволяет хозяйству держаться на плаву. Дотации на содержание поросят тоже помогли бы нам встать на ноги и возобновить производство.

Крестьяне ждали от государства реальной помощи, а получили лишь предложение взять на себя новый кредит, пусть и на льготных условиях. К тому же значительные поблажки по нацпроекту получают лично-подсобные хозяйства, а для колхозов процентная ставка остается слишком высокой. Хотя как личные подворья смогут развиваться, если под боком не будет сильного колхоза, помогающего селу, снабжающего крестьян-частников кормами для скота?

Неудивительно, что столько хозяйств вокруг разоряется. Люди работают себе в убыток - килограмм овечьей шерсти можно продать только за 20 рублей, а себестоимость продукта - 58 рублей. В ожидании лучшей цены селяне хранят на складах "Романовского" 8,5 тонны шерсти. Заниматься разведением овец сегодня можно лишь за счет растениеводства. А этот вид деятельности тоже прибыльным не назовешь - риски здесь начинаются уже с того, что, сея пшеницу, люди не знают, сколько денег смогут за нее выручить. Производство молока - рентабельно, но цены каждый год только падают. Хозяйство с трудом содержит 653 дойные коровы, но отказаться от них - значит лишить себя "живых" денег. Около 600-800 тысяч рублей в месяц - хорошее подспорье в летние месяцы.

В колхозе уверены, что производство сможет возродиться, дороги в селе начнут ремонтироваться, появится новое жилье, молодежь перестанет смотреть на сторону только в одном случае - когда государство наведет порядок на рынке сбыта. Пока же то, что хозяйство до сих пор существует - заслуга только его работников. Самые закаленные и верные производству люди трудятся в "Романовском" всю жизнь. Анатолий Хохлов, кавалер двух орденов Славы, проработавший в колхозе механизатором 47 лет, Вячеслав Пузиков, Юрий Назаров и Дмитрий Коваленко - это гордость "Романовского". Про таких людей говорят - они плохо работать не могут. Подобной преданности делу от молодежи добиться сложно. Нынешнее поколение бежит из села. Тем ценнее становятся те, кто остается на своей малой родине. Такие молодые работники, как механизатор Иван Афанаско, перенимая опыт старшего поколения, дают надежду, что у села есть будущее.

Забота о селе обходится дорого

"Романовский" колхоз живет, но что будет завтра - не знает никто. В марте 2004 года долги хозяйства, которые скопились еще в перестройку, были реструктуризированы. Платить по счетам придется уже в 2009 году. Перечислять по 740 тысяч рублей в год в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды нужно будет до 2013 года. Крестьяне пока не знают, как заниматься убыточным производством при таких финансовых обязательствах. По подсчетам главного бухгалтера колхоза Натальи Пугачёвой, в этом году хозяйство затратило на производство около

27 миллионов рублей, реализация продукции составила 30 миллионов. Но доставшиеся потом и кровью 3 миллиона уйдут на социальные нужды.

Романовка - большое село с населением в тысячу человек. Местный колхоз не вправе лишить людей работы. Средняя зарплата на предприятии - чуть больше 3 тысяч рублей. В уборочную комбайнеры зарабатывают и по 10 тысяч в месяц, получают бесплатно зерно и корма. На балансе сельхозпредприятия - пожарное депо, водопровод, клуб, баня и автобус, курсирующий четыре раза в неделю от Романовки до райцентра. Несмотря на все сложности, колхоз находит возможность выделять деньги на святое дело - строительство храма в селе Мокроус. Заботы о селе обходятся дорого, но иначе просто нельзя. Недавно хозяйство передало полномочия по содержанию уличного освещения в местную администрацию - Романовка погрузилась в темноту.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах