После кражи 221 ценного экспоната из Эрмитажа, наделавшей много шума, в начале осени саратовские музеи посетят ревизоры. В специально созданную по указу президента комиссию войдут специалисты Росохранкультуры, сотрудники МВД и ФСБ России. Проверяющих будет интересовать, на месте ли все ценные экспонаты, и в каких условиях хранятся шедевры искусства. Кстати, в большинстве областных музеев комплексные сверки фондов проводились 5-15 лет назад.
На учет уйдут месяцы
- Особенно тщательно ревизоры станут изучать работу хранителей, - говорит Николай Малов, директор регионального краеведческого музея, недавно вернувшийся из Санкт-Петербурга, где проводилось заседание президиума Союза музеев России. - На самом деле такая должность существует лишь на бумаге. В нашем штатном расписании она вообще отсутствует. Экспонаты пересчитывают и следят за их состоянием научные сотрудники. Что нас заставило пойти на такой шаг? По единой тарифной сетке оклады последних - 2,5-3 тысячи рублей, в то время как у хранителей чуть больше одной тысячи рублей. Кроме того, этой профессии нигде не учат, а о повышении квалификации и речи быть не может.
Безусловно, появление в стенах музеев чиновников и людей в форме подстегнет учредителей Домов искусства. С другой стороны, ревизоры, по-моему, плохо представляют, с каким объемом работы они столкнутся. Только в нашем музее находится около 400 тысяч предметов, в Радищевском музее их еще больше. Чтобы проверить наличие каждого, уйдут месяцы. Поэтому исследование фондов госслужащими закончится, так и не начавшись. Как доказательство, приведу один факт: в 2004 году мы сделали сверку, составили 116 актов и направили их в федеральное агентство по культуре. Спустя два года утверждены только 42, остальные так и лежат на рассмотрении.
На мой взгляд, государство, прежде чем спрашивать с музейщиков, должно было выделить из бюджета хотя бы небольшую сумму на реставрацию, на повышение окладов нашим сотрудникам и на охрану коллекций. Ведь часть предметов музея краеведения - федеральная собственность. Между тем, мы вынуждены экономить на всем и модернизировать систему сигнализации за свой счет. Но современное оборудование и надежная охрана не спасают от воров.
В краже виноваты школьники и уборщица?
Скорее всего, в первую очередь комиссия посетит так называемые провинциальные музеи, расположенные в районах. Вместо вооруженных охранников там чаще всего за порядком в залах следят пожилые пенсионеры. Автоматизированную систему пожаротушения заменяет огнетушитель либо лопаты и емкость с песком, а сигнализацию - обычные замки.
- К сожалению, от грабежей никто не застрахован, - рассказывает Лариса Иванова, директор Балашовского краеведческого музея. - 12 лет назад злоумышленники разбили витрину и унесли орден Ленина, сделанный из драгоценных металлов. Потом следствие выяснило: они долго готовились к взлому, а награда предназначалась для коллекционера. Воры успели совершить преступление в течение трех минут - столько времени необходимо для приезда вневедомственной охраны. Похитителей удалось задержать, а вот заказчика и ценный предмет так и не нашли. Неприятный инцидент послужил нам уроком. В помещении музея несколько раз проводились учения, во время выставки коллекции из серебряных предметов рядом с экспонатами постоянно дежурили работники музея.
Не так давно недостачу обнаружили и в усадьбе Чернышевского. По словам Галины Мурениной, директора музея, из хранилища исчезли две иконы незначительной стоимости. Изображений святых недосчитались во время подготовки к очередной выставке. Возможно, в похищении замешан служебный персонал. В комнатах с ценными вещами чистоту регулярно наводила уборщица. Сотрудники правоохранительных органов сначала возбудили уголовное дело, но потом его приостановили. А вот записная книжка Николая Пыпина и мундштук из янтаря, принадлежавший Николаю Чернышевскому, пропали прямо с экспозиции. Вероятно, на эти вещи позарились школьники во время экскурсии. Фактически предметы увели из-под носа у смотрителей.
- Здание на улице, названной в честь революционера, не предназначено для хранения экспонатов, - говорит Галина Муренина. - К тому же оно построено 200 лет назад и находится в аварийном состоянии. В учредительных документах указано: мы - областной музей. Но средства на его содержание выделяются из городской казны. Это копейки, которых едва хватает на зарплату и оплату коммунальных услуг. Средств на ремонт, а уж тем более на сигнализацию, нет. По такой же причине ни в одном хранилище музеев региона не установлено специальное оборудование, поддерживающее в помещениях постоянные температуру и уровень влажности.