58

Театры на грани вымирания?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 19/07/2006

В последнее время серьезные постановки в театрах не являются кассовыми. Народные массы требуют легких, "развлекательных" спектаклей. Об этом и о многом другом корреспондент "АиФ - Саратов" побеседовала с профессором Саратовской консерватории, заведующей кафедрой актерского мастерства, заслуженной артисткой России Риммой Беляковой.

- Конкурс на театральный факультет традиционно колеблется от 2 до 5 человек на место. Чем, на ваш взгляд, продиктовано стремление молодежи стать актером?

- Многим из тех, кто к нам приходит, кажется, что самый простой способ получить высшее образование - стать студентом нашего факультета. Здесь нет ни физики, ни математики, ни химии. Нет длинных непонятных формул, которые нужно зазубрить. Подумаешь: басенку или стишок выучил - и диплом у тебя в кармане. У кого-то хватает наглости заявлять, что танцевать и петь он не умеет - такие случаи нередки. Но если у тебя нет ни слуха, ни пластики, ни грамотной речи, а самое главное - желания быть актером - то зачем ты пришел?

Возраст актера определяет репертуар

- На факультете разгар вступительных экзаменов. Из 60 абитуриентов приемная комиссия выбрала четырнадцать молодых людей невысокого роста, с очень детскими лицами. Неужели сейчас нужны только такие персонажи?

- Абсолютно неверное суждение. Просто в рамках набора этого года тюз решил создать свой спецкурс и подал заявку в минкультуры области. У них в театре острая нехватка травести. Молодые актеры очень востребованы, ведь коллектив в большей степени возрастной. Наши студентки нередко задействованы сразу в нескольких спектаклях, что сильно сказывается на их загруженности. Но теперь у тюза появится возможность набрать таких актеров, какие им необходимы. Возраст вообще болезненная тема. К примеру, в театре драмы, где я поставила "Ночь ошибок", наоборот, не хватает актеров старшего поколения. Что касается вступительных экзаменов на традиционный курс по специальности "актер театра и кино" под руководством Григория Аредакова, то он уже сформирован. На днях завершился последний этап. Приняты 20 человек. Осенью состоится повторный отбор, поэтому не успевшие смогут попытать свое счастье. В связи с тем, что я каждый год входила в состав комиссии, мне дали возможность этим летом отдохнуть. Так что с новыми абитуриентами познакомлюсь только осенью.

Дремучее поколение нефантазеров

- Римма Ивановна, нарисуйте, пожалуйста, портрет современного абитуриента театрального факультета.

- Большая часть приходящих, увы, не совсем понимает, зачем они это делают. Молодежь, конечно, бывает разная. Но если сравнивать с прошлыми десятилетиями, то уровень культуры заметно снизился. В первую очередь это связано с нежеланием подростков развиваться. Им удобнее посмотреть какой-нибудь фильм, чем прочитать книгу. А люди, которые не читают - не фантазируют. Стереотипность мышления поражает. Какие-то шаблоны, установки - ничего личного, никаких переживаний, пропуска информации через себя, формирования собственного мнения. Наташа Ростова у каждого своя, если ты вынес ее образ из книги. Современные абитуриенты, как это ни парадоксально, очень редко посещают театры. Дремучесть некоторых приходящих на экзамен просто поражает. Отобрать действительно достойных стало гораздо труднее.

- Но талантливые люди сразу видны? Или иногда нужна третья и четвертая попытка поступления, и случалось ли вам совершить ошибку при зачислении?

- В принципе, подобные промахи возможны. Иногда абитуриент выкладывается на экзамене ярко, задорно, лихо, с огоньком. А в процесс учебы понимаешь, что это лишь видимость - кратковременная концентрация всех сил. Мы таких людей отчисляем. Случается и так, что человек зажат, но обладает огромным потенциалом. Здесь главное - помочь раскрыться, придать ему уверенности в собственных силах. Но отдельно хочу заметить - тот, кто выбрал эту профессию, должен постоянно над собой работать, по 24 часа в сутки. Выдерживают только "больные, зараженные театром". У них горят глаза даже после такого напряженного ритма. Жаль только, что профессия актера обесценивается в самом прямом смысле. Сегодня она не поддерживается государством. Какой смысл идти в артисты, если правительство ничего не делает для возрождения былого престижа? Театры лишены возможности достойно оплачивать их труд, не могут помочь с жильем. Поэтому люди, которым сам бог дал способность и талант, нередко идут в совершенно другое дело.

- Выпускники театральных факультетов востребованы?

- У нас распределяются почти все. Мои выпускники работают в Самаре, Белгороде, Курске, Волгограде, Уфе. Предпоследний курс приглашали вообще всем составом в Пензу, думали получить сразу молодую труппу. Но наши отказались - столичные огни манят, и на них летят провинциальные мотыльки. У кого-то получается зацепиться за какую-нибудь работу: засветиться в сериалах, подработать на рекламе или на озвучке. Кому-то выпадает счастливый билет - они устраиваются во МХАТ, "Сатирикон", "Современник", "Табакерку". А кто-то, целую жизнь тратя на поиск "своего театра и режиссера", так и не достигает заветной цели.

- Здание, в котором вы сейчас занимаетесь, требует ремонта. Планируется ли переселение факультета в какое-то другое место?

- Нет, конечно! Капитальный ремонт нам жизненно необходим, но пока своими силами мы можем лишь время от времени проводить "косметические процедуры". Никто не спешит привести здание в божеский вид. Изначально этот дом не приспособлен для театральных нужд. Когда мы сюда въезжали в 1983 году, здесь работал вычислительный центр. Нам были нужны огромные аудитории, а в наличии имелись лишь крохотные комнатенки, разделенные тончайшими перегородками на еще меньшие помещения. Тогда студентам первого набора пришлось несладко. Они самостоятельно ломали перегородки, перестраивали и освобождали жизненно важное пространство. Уже к четвертому курсу молодежь взмолилась: "Мы больше так не можем! Мы же не на строительный факультет поступали!" К сожалению, с тех пор мало что изменилось. По-прежнему продолжаем поддерживать порядок собственными силами. Нам никто не помогает.

Проституток на факультете не готовят

- А как же спонсоры?

- Им просто неинтересно вкладывать средства в культуру. Это не прибыльно и не приносит никаких дивидендов. Местное искусство не востребовано. Современным меценатам нужна отдача от вложения капитала. Как недавно один из известных благотворительностью саратовцев нагло спросил меня: "Мы дадим вам денег. А ваши девочки придут к нам?" Но мы же не публичный дом, а театральный факультет.

- В последнее время культуру города сильно лихорадит. С чем, по-вашему, это связано?

- Эта предсмертная лихорадка - своеобразный гул набата в связи с реформой, которую активно лоббируют некоторые чиновники в правительстве России. Поэтому эта болезнь связана с культурными учреждениями не только Саратова, но и всей страны в целом. Сейчас взят курс на реструктуризацию бюджетной сферы. Она за.ключается в так называемой оптимизации и "бюджетировании на результат". Иными словами, государство стремится пустить театры в свободное плаванье и лишить их дотаций. Причем, по словам власть имущих, вливать деньги будут лишь в то, что приносит дивиденды. То есть в то, что "по-настоящему" пользуется спросом у народа. Попытка узаконить художественные ценности как коммерческий объект - это высшая степень цинизма. Государство официально сбрасывает со своих широких плеч бремя содержания российской культуры. Я недавно была на форуме театральных деятелей в Москве, и там все руководители театров буквально кричали о том, что культуру необходимо срочно спасать. Ее нужно сделать народным достоянием и одним из национальных приоритетов. Если власти будут продолжать двигаться в противоположную от искусства сторону, то, боюсь, лет через 7-10 репертуарный театр просто исчезнет. Тот "антрепризный чес", который устраивают некоторые столичные актеры по городам и весям, основан лишь на сборе денег. Это чистая халтура.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах