Животноводы из Саратова и Самары просят проверить Россельхознадзор области

Фото Алексея Гусева / АиФ

В своем объемном послании к Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин от души благодарил российских аграриев за двузначные темпы роста сельхозпроизводства, что позволяет не только прокормить население нашей страны, но и поставить продукты на экспорт. А также говорил о том, что партнерская работа государства, регионов и предпринимателей будет только расширяться.

   
   

Впрочем, глава государства роль наших фермеров и бизнесменов в экономике страны и нашей жизни отмечает не в первый раз, как и говорит о задачах по их поддержке, которые стоят перед властью и федеральными органами. К сожалению, не все внимают словам президента.

Не так давно в Саратове состоялось заседание коллегии регионального министерства сельского хозяйства. Обычно такое мероприятие к себе не сильно привлекает внимание. Но на этот раз участников ждал сюрприз: после доклада главы Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Алексея Частова с резкой критикой в его адрес выступил руководитель крупнейшего животноводческого предприятия, председатель совета директоров АО «Племзавод «Трудовой» Сырем Байзульдинов. По словам фермера, надзорный орган, возглавляемый Частовым, настолько вольготно пользуется своими полномочиями, что регулярно превышает их, чем наносит хозяйствам Саратовской и Самарской областей многомилионный ущерб. При этом Байзульдинов не был голословен, он приводил конкретные примеры и называл конкретные хозяйства.

Фото: АиФ-Саратов

Мы попытались разобраться и выяснить, действительно ли во взаимодействии региональных руководителей хозяйств и региональной службы Россельхознадзора есть такие серьезные противоречия. Как оказалось, слова Байзульдинова действительно имеют под собой серьезные основания. Более того, многие аграрии в разговоре друг с другом и журналистами используют термин «частовщина» - так они называют некомпетентность с подозрением на преднамеренное вредительство.

Ящур с историей

Нет, в заголовке не про Частова, а про особо опасную болезнь животных и человека - ящур. В России с ней в целом борются успешно. Но периодически очаги возникают, как правило болезнь завозят из стран Азии и Африки, где с ветеринарным обеспечением дела обстоят значительно хуже, чем у нас. Поэтому граничащие с такими соседями субъекты РФ (в случае Саратовской области - Казахстан) часто вносят в список неблагополучных, что накладывает определенные ограничения на реализацию продукции. Обычно регионы, граничащие с такими странами, проводят вакцинацию, тем самым создавая иммунитет у животных. Так и сделали 13 российских субъектов Федерации (Краснодарский и Ставропольский край, Республики Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики и Северная Осетия – Алания). Но не Саратовская область, так как тогда еще начальник региональной ветеринарной службы области Алексей Частов принял решение вакцинацию не проводить. Хотя до 2019 года вакцинация против ящура проводилась в шести районах области, граничащих с Казахстаном (Александровогайский, Новоузенский, Питерский, Дергачевский, Озинский, Перелюбский), тем самым создавалась так называемая «буферная зона», препятствующая заносу вируса на нашу территорию. В настоящее время животноводы юга России могут реализовывать свою продукцию без существенных ограничений. Тогда как сельхозтоваропроизводители Саратовской и Самарской областей лишились права реализовывать выращенных животных и произведенную продукцию за пределы области, не имея на руках необходимых разрешающих документов. А ведь если бы Частов не отменил вакцинацию в 2019 году, будучи руководителем региональной ветеринарной службы области, наши регионы в настоящее время имели бы статус «благополучный регион с вакцинацией» наряду с субъектами Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и не было бы тех проблем, с которыми столкнулись наши животноводы.

В 2021-м Алексей Частов возглавил Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям. В этом же году на территории Оренбургской области, в 400 км от границ с нашим регионом, было выявлено животное, больное ящуром. Решением центрального аппарата Россельхознадзора Саратовская область наряду с еще девятью регионами признается неблагополучной по ящуру.

Правительство области попыталось исправить ситуацию. Стоит отдать должное, ветеринарной службе области удалось в максимально короткий срок провести необходимую вакцинацию против ящура всего скота в регионе, вакцина была закуплена за счет регионального бюджета. Казалось бы, остался один маленький шаг до установления региону статуса «благополучный, с вакцинацией», но… на совещании Минсельхоза России прозвучало, что, по мнению территориального Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, в Саратовской области не обеспечили полный охват вакцинацией восприимчивого поголовья. Хотя официально при этом не было выявлено ни одного нарушителя, который уклонился бы от проведения вакцинации. Как оказалось, для проведения необходимого в таком случае исследования на напряженность иммунитета против ящура региональной ветеринарной службой были взяты и своевременно переданы в Межобластную ветеринарную лабораторию Россельхознадзора 225 проб крови. Однако по непонятным причинам, они там пролежали больше месяца и стали непригодными для необходимых исследований. Как это можно назвать иначе, чем чистое вредительство? Единственное, что смог сделать Частов с испорченными пробами, - изучить на наличие антител к неструктурным белкам вируса ящура, что бессмысленно для изменения статуса региона. Такие исследования проводятся только там, где не проводится вакцинация, с целью исключения циркуляции вируса.

   
   

Ситуацию могла измениться после того, как по поручению федерального Минсельхоза региональная ветслужба дополнительно отобрала 300 проб крови на напряженность иммунитета скота против ящура и направила их в ветеринарную лабораторию в г. Владимир (ВНИИЗЖ). Только вот саратовский Россельхознадзор отказался оформлять отобранные пробы как федеральный мониторинг. То есть уже и указания федеральных органов власти побоку ведомству Частова. В итоге проведенные исследования, оплаченные за счет средств областного бюджета, были зачтены как региональный мониторинг, а это не позволяет избавиться от проблемного статуса. Ведь в рамках федерального мониторинга необходимо было исследовать 900 проб, а из-за непонятного решения Частова в него было включено только 675 результатов. Прошло уже больше года, а проблема так и не решена. Животноводы области находятся в недоумении: кто же за это ответит, и ответит ли вообще?

Фото: АиФ-Саратов

По мнению сельхозтоваропроизводителей, в результате таких действий территориального Управления Россельхознадзора саратовские и самарские животноводы могут оказаться на грани разорения. Они уже терпят колоссальные убытки в связи с введенными запретами по ящуру. Фермеры задаются вопросом: почему надзорные ведомства Челябинской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай решили вопрос о признании регионов «благополучными с вакцинацией» и не подставили развитие животноводства в своих регионах под удар, а Саратовская и Самарская области, вотчина Алексея Частова, остались под запретами?

Фото: АиФ-Саратов

Вопрос в деньгах?

У животноводов есть версия, которая может объяснить, почему сложилась такая ситуация. По мнению фермеров, поддерживаемый статус «неблагополучного региона» позволяет выставлять аграриям дополнительные счета. Так, для вывоза животных в Самарскую или Оренбургскую область (больше никуда нельзя) за каждую пробу, исследуемую на ящур, необходимо заплатить 2400 рублей. Это, не считая других исследований, необходимых для оформления ветеринарных документов! А дальше идет простая арифметика. Свинокомплекс Калининский за 2022 год направил для исследования на ящур более тысячи проб. Хвалынский свинокомплекс с Новопушкинским мясокомбинатом - более 3,5 тысяч проб. Миллионы рублей только с трех предприятий! А ведь у других животноводов области дела обстоят аналогичным образом.

Есть вопросы и по качеству проводимых исследований. Осенью прошлого года ООО «Сысоевский» обратилось в саратовский Россельхознадзор с просьбой об отборе 120 проб для проведения исследований на напряженность иммунитета по ящуру. Но вместо этого были проведены исследования на лейкоз и лептоспироз. При этом проводить исследование на лептоспироз было нельзя, так как животные против этой болезни были привиты. Разумеется, пробы на данное заболевание оказались положительными. А это введение карантина, ограничение хозяйственной деятельности... Конечно, после того, как в ситуации разобралась областная ветеринарная служба, решение о карантине аннулировали. Но определенные проблемы и убытки хозяйство понесло.

В этот же период специалисты надзорного ведомства под предлогом проведения исследования после вакцинации скота против ящура посетили КФХ Ескалиев Н.И. Однако вместо этого провели исследование на хламидиоз и инфекционный эпидидимит. Были получены положительные результаты, в которых фермер усомнился. Хозяйственная деятельность была ограничена, подозрительные в заражении и все восприимчивые к болезням животные изолированы. Но глава КФХ за свой счет провел дополнительные исследования мелкого рогатого скота в независимых лабораториях, в других регионах. И вот сюрприз: выводы саратовского Россельхознадзора не подтвердились.

Другой пример приводит Сырем Байзульдинов. В октябре 2022 года ветеринарная служба района взяла кровь от крупного рогатого скота в племзаводе для планового исследования. А далее из Россельхознадзора сообщают, что надо взять пробы и для Саратовской межобластной ветеринарной лаборатории. Более 12 тысяч голов скота подвергать повторному стрессу при заборе крови! Что мешает получить образцы в районной станции, или поучаствовать в отборах проб, когда это делает региональная ветеринарная служба?

Еще больше не повезло ИП Курский (Саратов). Здесь Саратовская МВЛ Россельхознадзора провела исследования пробы пищевой добавки. Выявили африканскую чуму свиней. Болезнь страшная! Ввели карантин, приостановили деятельность предприятия, уничтожили всю дорогостоящую продукцию. Только вот во второй пробе из этой же упаковки, исследование которой проводили во Владимире (ВНИИЗЖ), никакой чумы выявлено не было. Не нашли болезнь ни в Москве (в центральной научно-методической ветеринарной лаборатории), ни в специализированных ветеринарных лабораториях Ленинградской, Кемеровской областей, Республики Башкирия, куда на проверку поступила продукция этой же партии. Как это понимать?

Прокуратура Саратовской области начала разбираться в ситуации и выявила факты нарушений, допущенных Саратовской МВЛ в ходе исследований. А в документах о проведенных исследованиях обнаружились исправления, в том числе запись об отрицательном результате была заменена на положительную. Печально, что за это никто не был наказан.

Фото: АиФ-Саратов

Хотя некоторые предприятия пытаются добиться справедливости всеми возможными способами. Например, с 2021 года в следственном комитете Саратовской области по заявлению одного из предприятий (ООО «СарПродТрейд») находится на рассмотрении уголовное дело в отношении регионального Управления Россельхознадзора. В материалах говорится о превышении должностных полномочий и воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. В результате этого только прямой ущерб предприятию составил свыше 100 миллионов рублей. А с учетом всех издержек заявленная сумма убытков составляет более 300 миллионов рублей.

Вместо послесловия

В настоящее время уже подготовлено обращение животноводов, переработчиков и других сельхозтоваропроизводителей Саратовской области в адрес губернатора региона Романа Бусаргина с изложением фактов противостояния аграриев области и регионального Управления Россельхознадзора в лице Алексея Частова. Это обращение есть в распоряжении редакции, и в публикации мы ссылаемся на факты, приведенные в нем.

Скажем больше: сельхозтоваропроизводители решительно настроены идти дальше и обратиться в Совет безопасности Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой провести проверку деятельности Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям и его ветеринарной лаборатории, Саратовской МВЛ. Ведь надзор должен помогать фермерам, а не разорять их, не правда ли?