ВТБ проанализировал статистику выданных автокредитов в первом полугодии и выяснил: в Саратовской области лишь 24% заемщиков предпочитают покупать отечественные автомобили, 76% покупателей выбирают иномарки.
По Приволжскому федеральному округу доля выбравших иномарки заемщиков чуть ниже – в среднем 73%. В целом по стране максимально ориентированными на отечественный автопром оказались жители Ставропольского края и Кировской области - в этих регионах доля кредитов на российские машины составила 54% и 51% соответственно. А самыми ярыми поклонниками иномарок стали жители Дальнего Востока и Сибири. Например, в Амурской области зарубежные бренды приобрели 94% клиентов ВТБ, в Якутии - почти 98%, в Приморье - 99%, а в Хабаровском крае иномарку выбрали все заемщики, получившие автокредит в ВТБ.
По статистике, в Саратовской области 63% заемщиков – это мужчины, 37% - женщины. Предпочтения жителей губернии варьировались в зависимости от возраста. Так, например, среди заемщиков старше 60 лет отечественные авто приобрели 35% жителей региона, среди заемщиков от 45 до 59 лет процент покупателей российских «ласточек» составил уже 28%, среди людей возраста до 25 лет – 23%, а в возрастной группе 25-45 лет – лишь 21%.
Что касается выбора нового или подержанного автомобиля, в первом полугодии 2024 года жители Саратовской области отдавали явное предпочтение первичному рынку. Кредит на новые автомобили взяли 77% заемщиков. По этому показателю регион существенно опережает среднероссийский показатель – в России на первичном рынке машину купили лишь 57% заемщиков банка. В зависимости от бюджета, в основном это китайские (Chery, Сhangan) или российские бренды (Lada).
От общей тенденции отличается выбор россиян за Уралом: жители Сибири и Дальнего Востока предпочли купить на заемные средства подержанные машины. Например, в Алтайском крае более 60% клиентов ВТБ провели сделки на вторичном рынке, в Амурской области и Красноярском крае – примерно по 75%, в Томской области и Республике Бурятия – около 80%, а в Хабаровском крае и Приморье – примерно 90%.
По данным ВТБ, в январе-июне почти половина российских заемщиков купили машины китайского производства. Деньги на российские бренды получил только каждый пятый клиент. При этом дальневосточники традиционно «голосуют рублем» за автомобили японского и корейского производства, предпочитая их новомодным и логистически доступным «китайцам». Опрос, проведенный ранее ВТБ и «Открытие Авто», показал, больше трети (35%) жителей ДФО считают, что китайским авто далеко до «японцев» и «корейцев».
«Вопрос выбора машины зависит от личных предпочтений, основной цели покупки и, конечно, бюджета. Не менее важную роль в автоприоритетах играет и регион проживания клиента. Даже сегодня, когда рынок абсолютно поменялся, определенные закономерности по-прежнему присутствуют. Например, у дальневосточников безусловные многолетние лидеры – японские авто. В последние годы к ним примкнули сибиряки: по данным автодилеров, через Приморье японские подержанные авто везут в Улан-Удэ, Красноярск и Новосибирск, а иногда и за Урал», - прокомментировал вице-президент, начальник управления партнерских продаж автокредитов Владимир Высоцкий.
Справка
Жители Саратовской области за первое полугодие 2024 года оформили в ВТБ почти 2,4 тыс. автокредитов на общую сумму 2,9 млрд рублей. Это более чем в 3,4 раза превышает объем продаж кредитов на покупку автомобиля за сопоставимый период 2023 года.
В целом по стране ВТБ за полгода оформил по всем программам кредитования более 219 тысяч сделок почти на 305 млрд рублей. Количество сделок уже почти на четверть превышает результат за весь прошлый год, а объем – на треть. Портфель автокредитов ВТБ на 1 июля составил 530 млрд рублей, увеличившись почти вдвое с начала года. Банк сохраняет лидерство на рынке: по итогам июня его доля по объему выдач достигла 29%, рост с начала года - более чем на 9 пп. Доля ВТБ по портфелю автокредитов увеличилась с 12,5% на начало года до 19,8%.