Технологии дают перспективу. Работа с наукой приносит свои плоды

Как меняются региональные трассы и какие технологии будущего уже сейчас применяются при строительстве и ремонте дорог, мы узнали у министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николая Чурикова.

   
   

Зачем нужны инновации?

- Николай Николаевич, сегодня, как и раньше, основной материал, с которым работают дорожники, - это асфальт. Если технологии проверены временем, стоит ли рисковать, внедряя новые решения?

- На самом деле разработка и внедрение эффективных инновационных решений при ремонте дорог - это те действия, которые трудно переоценить. Ведь их внедрение в повседневную жизнь дорожников позволяет поднять дороги на новый уровень: повысить их качество и безопасность, не говоря уже о комфорте. Огромная польза от инноваций очевидна - новые технологии и материалы позволяют сократить межремонтные сроки. Поэтому Министерством транспорта РФ придается новшествам огромное значение. Например, одним из показателей достижения национального проекта является доведение в 2024 году доли контрактов на ремонт дорог, предусматривающих использование новых технологий и наилучших материалов и технологических решений повторного применения, до 80% от общего количества заключенных контрактов. В 2019 году таковых должно быть всего пять контрактов, а по факту было заключено двадцать восемь.

Фото: Правительство Саратовской области

 

Надёжность и экология

- Что делается в Саратовском регионе в области новых технологий для улучшения состояния дорог?

- Конкретный пример - капитальный ремонт автомобильной дороги Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград. При ремонте этой самой длинной дороги регионального значения применяется метод холодного ресайклинга. Это технологический процесс, включающий измельчение старого дорожного покрытия, введение вяжущих веществ, при необходимости воды и каменных материалов. Причем все это делается непосредственно на дороге с помощью специальной техники. По данной технологии сроки и цена капитального ремонта автодороги значительно сокращаются по сравнению с классическим методом. Также имеется и ряд других преимуществ. Это отсутствие загрязнения окружающей среды благодаря полному использованию материала старой «дорожной одежды», уменьшение продолжительности строительных работ, улучшение качества ресайклируемого слоя благодаря высокоточной микропроцессорной системе управления.

Фото: Правительство Саратовской области

 

   
   

Асфальтобетон и углеволокно

- Какие новые технологические решения применяются при ремонте дорог на улицах областного центра?

- В городе Саратове и на подъездах к нему применяется, например, укладка щебёночно-мастичного асфальтобетона, который отличается высокой прочностью и пригоден для сильно загруженных автомобильных дорог.

Применение такого асфальтобетона по сравнению с покрытиями из обычного асфальтобетона имеет ряд важных преимуществ. Это существенно более высокая устойчивость к разрушениям под воздействием транспортного потока и климатических условий, высокая сдвигоустойчивость, что существенно снижает возможность возникновения неровности и колееобразования, повышение долговечности покрытия в два-три раза и некоторые другие. Это если мы говорим о дорогах. Но новые технологии мы применяем и при ремонте мостовых сооружений.

В частности, для укрепления бетонных конструкций применялось углеволокно. Популярность и сфера его использования постепенно растут.

Углеволокно имеет высокий продолжительный эксплуатационный срок благодаря высокой устойчивости к коррозийным процессам, высокой ударопрочности, оно токсически безопасное и экологически чистое. Может использоваться при армировании конструкций практически любых конфигураций: на ребристых поверхностях, закругленных и угловых элементах, балочных сегментах рамных конструкций и пр. Так что за этим материалом большое будущее.

Фото: Правительство Саратовской области

 

Наука - производству

- Насколько мы понимаем, доля инновационных решений при реализации национального проекта будет только возрастать?

- Это действительно так. Министерство транспорта и дорожного хозяйства области не останавливаются на достигнутом результате. Проводится работа по внедрению разработок профильных научных учреждений, идет сотрудничество с Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР).

В начале этого года мы совместно с РАДОРом провели всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные подходы к диагностике автомобильных дорог». В июле министерством, совместно с руководством СГТУ имени Гагарина Ю.А., была организована и проведена конференция на тему: «Наука - производству: внедрение инновационных технологий и материалов в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На конференции было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого стороны определили совместные действия по внедрению новых и наилучших технологий, материалов - таких, как асфальтобетон с диспергированным битумом, обладающим уникальной сопротивляемостью к нагрузкам и самовосстанавливающими свойствами при образовании микротрещин от внутренних напряжений. Совместная работа с научным сообществом уже дает свои плоды. Я думаю, через несколько лет их увидят все жители области.

Фото: Правительство Саратовской области