Станет чище. Утилизация промышленных отходов поставлена на контроль

Чем тратить деньги и время на ликвидацию свалок, наносящих колоссальный урон окружающей среде, лучше их не образовывать. С 1 марта 2022 года в нашей стране действуют новые правила обращения с отходами I и II классов. ФГУП «Федеральный экологический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом») контролирует весь жизненный путь таких отходов: от их образования до утилизации.

   
   

По принципу «единого окна»

Цивилизованность нашего общества во многом определяется тем, как мы относимся к окружающей среде. С 1 марта 2022 года в России на законодательном уровне было решено сделать работу предприятий, образующих отходы I и II классов, прозрачной и безопасной. Чтобы добиться этого, Федеральный экологический оператор заработал по принципу «единого окна», то есть взял на себя полномочия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов по всей стране.

Фото: АиФ-Саратов

Было решено создать единую цифровую платформу — Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). Она позволяет в режиме реального времени проводить все операции с отходами, контролировать их, вести электронный документооборот. Все участники рынка — отходообразователи, транспортировщики, переработчики, региональные операторы, да и сам Федеральный экологический оператор обязаны регистрироваться в системе. ФГИС ОПВК стала базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов, их переработке, накоплении и размещении.

Предприятия, которые имеют собственные перерабатывающие мощности, регистрируются в системе и вносят в нее информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки. А те, что не могут самостоятельно заниматься утилизацией, также регистрируются во ФГИС ОПВК и заключают договор с Федеральным экологическим оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг.

Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

С учетом требований рынка

На сегодняшний день более 80% рынка обращения с отходами уже работает в новой системе. Это подтверждают официальные данные. Во ФГИС ОПВК зарегистрировано 90 тысяч пользователей со всей страны (50 тысяч юридических лиц).

Фото: АиФ-Саратов

Чтобы количество юрлиц в базе увеличивалось, Федеральный экологический оператор информирует о необходимости зарегистрироваться в системе тех, кто этого еще не сделал, а также помогает пройти регистрацию. На постоянной основе проводятся обучающие мероприятия, оказывается методическая поддержка.

   
   

Индивидуально ведется работа с крупными компаниями, имеющими большое количество филиалов по всей стране. Для них регулярно проводятся мероприятия, на которых даются исчерпывающие пояснения, а также вырабатываются индивидуальные подходы к заключению договорных отношений на передачу отходов, в том числе на уровне региональных дирекций. Разветвленная сеть филиалов, различные виды образующихся отходов требуют детальной проработки.

При этом система выстроена таким образом, что есть возможность проверить, все ли данные занесены и являются ли они достоверными. Более того, ФГИС ОПВК обеспечивает открытый диалог участников рынка с контрольно-надзорными органами, дает возможность претендовать на получение «зеленого» финансирования. Это гибкая система, которая развивается и подстраивается под изменения рынка. Законодательство тоже меняется. Это необходимо для более эффективной работы заинтересованных сторон и экологической безопасности страны.

Примечательно, что обычные граждане тоже стремятся внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Они обращаются к Федеральному оператору по поводу адресов приема отработанных батареек, ртутных ламп и аккумуляторов. Понимая важность проблемы, разрабатывается доступная всем гражданам интерактивная карта сбора отходов от физических лиц. Сейчас дорабатывается интерфейс для будущих пользователей, чтобы обеспечить максимальное удобство приложения и информативность действующих пунктов приема.

Федеральный оператор со своей задачей справляется: обеспечивает максимально удобную работу в системе для каждого пользователя.