Ровняй, но проверяй. Кто контролирует ремонт дорог?

Сергей Федоров / АиФ

Сегодня современные технологии позволяют достоверно понять, выполнил ли подрядчик добросовестно свою работу по проекту. Как проходит экспертиза и ведется отбор проб при ремонте дороги, узнали наши корреспонденты.

   
   

Холодный метод

Многоуровневый контроль качества - необходимое условие выполнения каждого контракта, который заключают подрядчики, работая по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Обязательным для такого контроля является взятие проб уложенного дорожного покрытия. Процедуру извлечения кернов 12 сентября показали саратовским СМИ и общественникам. Местом действия стал участок автодороги Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак - Балтай в Новобурасском районе. До начала мероприятия о том, какие технологии применяются при капитальном ремонте этой дороги, рассказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Алексей Зайцев.

- Ремонт данной автотрассы необходим. Дорога уже не подходит для современных транспортных нагрузок, которые испытывает, поэтому и разрушается, - объяснил чиновник. - Для её восстановления нужно укрепить основание. Поэтому был выбран метод холодной регенерации. Данная технология хорошо зарекомендовала себя. Она позволяет при адекватной стоимости добиться хорошего качества. После завершения работ трасса будет соответствовать всем нормативам дорог третьей категории и способна пропускать транспорт с нагрузкой 12 тонн на ось.

Бетонная основа

Как рассказали дорожники, технология холодного ресайклирования является для нашего региона достаточно новой. Ее суть заключается во фрезеровании изношенных «дорожных одежд», смешении измельченного, однородного материала с вяжущими, укладке на прежнее место и уплотнении.

Основные преимущества ресайклинга перед традиционными методами реконструкции дорог в том, что срезанный асфальт и старое щебеночное основание не вывозят, не складируют, а используют сразу на месте. При этом расход свежей горячей асфальтобетонной смеси снижается в несколько раз и достигается значительная экономия на других материалах и транспортных издержках. Современное оборудование для ресайклинга высокопроизводительное, что намного сокращает сроки ремонта дороги и позволяет восстановить за сезон большие площади дорожного покрытия. Именно поэтому для ремонта протяженного участка автодороги Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак - Балтай в Новобурасском районе длиной двадцать пять километров было выбрано это техническое решение.

- Здесь прменяются специализированная техника, ресайклеры. Они перерабатывают покрытие, включая асфальт и щебеночное основание. Туда дополнительно добавляются щебень, цемент, - пояснил Алексей Зайцев. - При повторном проходе все это перемешивается и уплотняется. В итоге получается монолитный слой фактически из бетона, служащий серьезным основанием, на которое укладываются два слоя асфальтобетона.

Счёт на сантиметры

По контракту, толщина бетонного основания, рассчитанного на двадцать лет эксплуатации, должна быть не менее двадцати сантиметров. Сверху на него будет нанесено еще девять сантиметров асфальта, однако подрядчик не имеет права переходить к нанесению верхних слоев, пока не будут получены результаты лабораторной экспертизы. На сделанном участке трассы сотрудники отдела качества и лабораторного контроля ГКУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» во главе с начальником отдела Антоном Плешаковым отбирали образцы проб для анализа. Благодаря постоянному контролю лаборатории ремонта на дорогах области выявленные нарушения (если они есть) устраняются подрядчиком до момента принятия работ.

   
   

Нам показали специальное оборудование для вырезания кернов. Эту процедуру осуществляют два сотрудника отдела качества. К слову, все необходимое, включая генератор для специального инструмента, легко помещается в небольшой микроавтобус дорожной лаборатории. Для выяснения полной картины, насколько качественно был уложен слой асфальтогранулобетона, по словам специалистов, достаточно взять всего одну пробу.

- В лабораторных условиях эти образцы будут испытываться на прочность, - поясняет Антон Плешаков. - Их будут давить прессом и по характеристикам определят, соответствует уложенный слой проекту или нет. Есть технологические моменты, которые должны быть выдержаны. Испытание проводится не ранее чем через семь суток после укладки покрытия. Это асфальтогранулобетон типа М, выдерживающий давление 2 МПа. Документы, по которым мы проводим испытания, достаточно свежие. В стадии разработки находится проект национального стандарта.

Следует отметить, что подрядчики довольно спокойно относятся к представителям контролирующих организаций. Как правило, толщину небходимых по контракту слоев «дорожной одежды» делают с серьезным запасом в несколько сантиметров. Переделывать готовую дорогу, которая не прошла экспертизу по тем или иным причинам, слишком дорогое удовольствие для дорожного бизнеса. В свою очередь, контролирующие организации стараются осуществлять свою деятельность максимально оперативно, чтобы не задерживать процесс ремонта. По словам сотрудников отдела качества и лабораторного контроля, всю процедуру анализа взятых на трассе проб они проводят за одни сутки, и в случае положительного решения дорожники могут продолжать выполнять работы.