Выйдя из состояния постсоветского карантина, мы стали чаще сравнивать вчерашний день с сегодняшним и задумываться о том, почему мерилом нашей жизни стали деньги. Рубль может дать хорошее образование, жилье, но избавить от душевного дискомфорта не в силах. Чем же может помочь церковь? На кого равняться молодежи? И какова роль государства в перевоспитании общества?
Своим видением ситуации с «АиФ - Саратов» поделился митрополит Саратовский и Вольский ЛОНГИН.
Как сердце подскажет
Татьяна Волченко, АиФ-Саратов: В минувшее воскресенье православные праздновали Крещение Господне. Одни - в соответствии с канонами, другие - как подскажет сердце. Сегодня многие церковные праздники воспринимаются формально. Как на это смотрит церковь?
Митрополит Лонгин: Я не совсем согласен со словом «формально». Есть люди, которые ходят в храм, исповедуются, причащаются. Для них церковные праздники - значимая часть жизни, и в большинстве своем они понимают их истинный смысл. Есть люди (и их большинство - по разным данным, от 60 до 80% населения России), которые в храмы не ходят, а Православие рассматривают как национальную или культурную самоидентификацию. Их представления не только о праздниках, но и вообще о христианстве бывают самыми причудливыми. Потому что, к сожалению, уже лет двадцать пять наши СМИ потчуют страну оккультизмом разного рода. Но со временем многие из этих людей по-настоящему приходят в Церковь.
- В последнее время в области ведется активное строительство церквей. Насколько это способствует «возвращению» к вере, если учесть, что все мы - из советского прошлого?
- Думаю, что апелляции к советскому времени пора бы уже оставить: прошло больше двух десятилетий. Активное строительство храмов говорит о том, что у нас есть верующие люди, и храмы им нужны. У Церкви в России нет «заводов, газет, пароходов», коммерческой недвижимости, как в Европе у католической церкви, которая на эти деньги может содержать не только храмы, но и радиостанции, телестудии, университеты, школы… У нас храмы содержат сами себя, поэтому и открываются там, где нужны людям. Что же касается привязки «храмы строят, а нравственность не повышается», то это все равно, что сказать: «мы больницы строим, врачей учим, а больных меньше не становится». Грех - это болезнь, но не тела, а души. И условия, в которых мы живем сегодня, способствуют усилению духовных недугов. В обществе нарастают озлобленность, зависть, нетерпимость друг к другу. Это примета времени, она характерна для всего мира. И Церковь, насколько может, пытается противостоять этому, но не напрямую, а через воспитание своих чад в духе кротости, любви, терпения, милосердия.
Без достойных примеров
- Сегодня много говорят об отсутствии «духовных скреп» между людьми. На кого и на что равняться молодым, если нет достойных примеров?
- Я как архиерей могу ответить, что равняться нужно на Евангелие, и не только молодежи - всем людям. Господь, придя в мир, подал пример, как нужно жить и переносить всё, что с нами происходит. Можно равняться на своих родителей, достойных людей старшего поколения. И в истории России, и в нашей сегодняшней жизни есть множество примеров героизма, самопожертвования, самоотверженности. Эти качества становятся все менее востребованными, а точнее, они не популяризируются в обществе, и о них постепенно забывают. Верующий человек - это на самом деле не тот, кто ходит в церковь и ставит свечи, молится утром и вечером и даже умеет читать по-старославянски. Это человек, который исполняет евангельские заповеди, потому что, по слову апостола, вера без дела мертва. Тогда он становится не только христианином, но и просто хорошим, добрым человеком, с которым приятно находиться рядом. Именно поэтому Церковь, не занимаясь напрямую воспитанием масс людей и не подменяя собой идеологию, больше всех в истории повлияла на облагораживание человеческих нравов, условия человеческого общежития. Если мы и сегодня сможем так сделать, это и будет общественно-полезная часть служения Церкви.
Запрет - не указ
- А запретительные законы государства (например, табу на курение в общественных местах или продажи алкоголя в «сухие» дни), на ваш взгляд, способствуют перевоспитанию общества?
- Нет, но они помогают сдерживать многие отрицательные явления. Задача государства - создавать условия для того, чтобы люди могли жить достойно. Как сказал один известный русский философ, государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Запреты на курение в общественных местах, продажу спиртного в определенные дни - это особенно важно в отношении детей и подростков: по крайней мере, они будут видеть меньше дурных примеров.
- Ещё одно негативное явление жизни - коррупция…
- Коррупция - проблема, которая была всегда, и не только в России. Помните известный ответ Карамзина государю Николаю Павловичу на вопрос: «Что делается в Российской Империи?» - «Воруют, Ваше Величество...». Единственная система, которая может резко противостоять коррупции, это тоталитаризм. Но тут уж приходится выбирать… Помните Бродского: «Ворюга мне милей, чем кровопийца»? Наверное, полностью решить эту проблему невозможно, но можно уменьшить ее проявления. Хочется верить, что те меры, которые сегодня принимаются, дадут какой-то результат.
- В Омске служители церкви и правопорядка минувшим летом подписали соглашение о совместном противодействии негативным тенденциям - терроризму, экстремизму, наркомании и т. д. Этот опыт приемлем для нашей области?
- В наше время часто подписываются разного рода соглашения. Но, допустим, когда мы подписываем соглашение с министерством соцразвития о взаимодействии в области социальной помощи неимущим, инвалидам, организации летнего отдыха детей - это реально действующий документ. А как церковь будет противодействовать терроризму? На мой взгляд, такое соглашение - больше «декларация о намерениях». Не надо самообольщения: голос церкви значим только для церковных людей. Для них самый главный авторитет - слово Божие (Евангелие), затем - слово священника. А если человек относится к церкви теплохладно или негативно, что изменится для него от наших призывов? От того, что его убеждают бросить пить, курить, воровать и т. д.? Самая плодотворная, результативная деятельность - это ежедневная, очень тихая, работа церкви ради спасения людей. Вообще, работа с людьми - всегда индивидуальная. Строем давно никто не ходит, тем более к лучшей жизни...
- Может ли священник быть депутатом? С какими профессиями сан несовместим?
- Каноны церкви не просто не одобряют, а запрещают для духовенства участие в политической деятельности. И в целом, по традиции Русской церкви, ни одна из профессий с саном несовместима: служение священника требует, чтобы человек посвятил себя ему без остатка. На Западе, где православная паства невелика и зачастую не очень состоятельна, где храмы не могут содержать себя, иногда священники подрабатывают - рабочими, учителями. Тут надо смотреть, насколько та или иная профессия согласуется с христианскими убеждениями.
Молодёжь идёт в храм
- Насколько сегодня востребовано духовное образование у молодых? Много ли тех, кто в семинарию приходит после школьной скамьи?
- Люди по-разному приходит к Богу. Очень сложно вывести какие-то закономерности. Но основная масса семинаристов - ребята, окончившие школу или вуз. На заочном секторе обучаются люди более старшего возраста - как правило, семейные, многие с высшим образованием. Тех, кого интересует духовное образование, становится больше уже потому, что увеличивается количество храмов - действует закон больших чисел.
Молодежь эта отличается от сверстников, скажем, 1970-х годов. Иногда, к сожалению, не в лучшую сторону: у нас практически уничтожено школьное образование, дети растут в компьютерном мире, они не умеют и не любят читать. Сегодняшней молодежи очень трудно, в большинстве своем она более инфантильна, чем мы в свое время, поэтому более неустойчива перед соблазнами и искушениями.
- Почему в нашем обществе такая разобщенность? Почему многие живут по принципу: моя хата с краю, ничего не знаю?
- То, что у нас сегодня нет идеологии, - это миф. Идеология общества потребления гораздо более развита и эффективна, чем коммунистическая. А разобщенность - ее следствие, отличительная черта, поэтому никто никого не хочет слышать. Сегодня, по сути, общность людей возникает только в храме, там, где существует нормальная приходская жизнь. В приходе человек приучается к тому, какими должны быть правильные взаимоотношения между людьми. Больше сегодня этому не учат нигде.
Досье: Митрополит Лонгин (в миру - Владимир Сергеевич Корчагин, родился в 1961 году в Сухуми) - архиерей Русской православной церкви; митрополит Саратовский и Вольский, глава Саратовской митрополии. Является ректором Саратовской православной духовной семинарии. Награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского II степени; почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».
Смотрите также:
- Стоит научиться забывать о себе. Митрополит Лонгин -об эгоизме и милосердии →
- Игумен Нектарий: «Наша война - это война за духовное спасение» →
- Владыка Лонгин. Вера исцеляет человека →