«Каждый сегодня знает, что Пасхе предшествует Великий пост, хотя постятся немногие. Нужно помнить, что пост - это время, которое Церковь определила не только для воздержания от пищи, но и для исправления души, для того, чтобы человек мог избавиться от своих недостатков и приобрести добродетели. И если есть у человека желание почтить Пасху, Воскресение Христово, нужно потрудиться хотя бы в оставшееся время», - разъясняет Высокопреосвященный Лонгин, Митрополит Саратовский и Вольский.
В борьбе с грехами
Наиля Кязимова: Владыка, некоторые люди считают, что главное, чтобы Бог был в сердце и не обязательно ходить в храм, соблюдать посты, участвовать в церковных таинствах. Правы ли они?
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Отношения Бога и человека - это отношения двух личностей. Бог - это не некая абстракция, не безличный свод правил и нравственных постулатов, которые можно принимать или не принимать. Бог - Личность.
- Христианство призывает к милосердию. Но когда человек сталкивается с личными проблемами, тяжело переключить внимание на окружение. Если сам нуждаешься в помощи, как помогать другим?
- Переключить внимание на окружающих, действительно, очень сложно человеку, который привык к тому, что мир крутится вокруг него.
Где остановиться?
- Вы как-то сказали, что «человек, довольный собой и своей жизнью, - страшное существо, которое лучше обходить за километр». И привели пример - классическую литературу, в которой все самодовольные люди - антигерои. Но в современных книгах и фильмах зачастую всё наоборот, и такие люди - герои…
- Даже на протяжении моей жизни, буквально за несколько десятилетий, значения многих слов наполнились совершенно противоположным смыслом.
- Люди сегодня переполнены амбициями, пребывают в постоянной погоне за лучшей жизнью, материальными благами. Такое стремление к благополучию - грех?
- Стремление к благополучию не грех, это совершенно нормальное чувство, особенно если человек заботится о близких.
Пожинаем плоды
- В Евангелии неоднократно говорится, что следование заповедям Господа нерасторжимо связано со скорбями. Но, столкнувшись с трудностями, человек обычно задаётся вопросом: «За что мне эти испытания?»
- Человек, который пытается следовать заповедям Божиим, в той или иной степени вступает в противоречие с теми правилами, по которым живёт мир, лежащий во грехе. Тот, кто идёт на передовую, не будет спрашивать с недоумением: «А почему здесь свистят пули?». Точно так же подобных вопросов не возникает у тех, кто сознательно относится к своему христианству, ибо мы помним слова Господа: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
В то же время многие люди, столкнувшись с жизненными испытаниями, действительно, задаются вопросом: «За что?... Мы не делали ничего плохого, не убивали, не грабили...». Чаще всего такие мысли появляются от невнимательности к себе, от неумения и нежелания всмотреться в самое верное зеркало на свете, - свою совесть. Нередко человек приходит к священнику, рассказывает о своих бедах и задаёт два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Священник внимательно слушает и понимает, что этот человек на протяжении всей своей жизни делал всё наоборот - поступал не только против заповедей, но даже и против обычного здравого смысла. Мало кто хочет признавать, что каждая наша проблема нами же посажена, выращена и теперь мы пожинаем плоды. И помочь тут можно, только если человек осознает глубину своего падения и решится начать всё сначала, то есть исправлять свою жизнь в соответствии с заповедями Евангелия.- Сегодня нередко порок превозносится, а христианские добродетели высмеиваются как устаревшие и непонятные. Как, живя в противоречивое время, не сбиться с верного пути?
- Так было всегда. Даже в самые благополучные, как нам сейчас кажется, времена порок превозносился, а добродетель высмеивалась.
Однако всегда были и люди, которые не сбивались с пути. Очень многое зависит от воспитания, от правильной системы координат в жизни человека. Именно в юности у человека вырабатывается способность различать добро и зло. Почему сегодня силы, служащие тому или иному пороку, рвутся к тому, чтобы получить возможность воспитывать детей? Для того, чтобы с самого начала своей жизни дети росли с уверенностью, что порок - вовсе не порок, а вариант нормы.- Впереди - Пасха. Многие люди соблюдают ритуалы, связывая их в большей степени не с верой, а с традицией. Это плохо?
- Традиция - вещь хорошая, она сопутствует вере. В советские годы, когда храмов было очень мало, те или иные традиции помогли сохранить естественный для нашего народа путь христианской жизни. Люди знали, что нужно испечь куличи, покрасить яйца, пойти в церковь и освятить их в Великую субботу. Эта традиция была тоненькой ниточкой, которая связывала поколения, и это было лучше, чем ничего. Но сегодня этого совершенно недостаточно. Сейчас у любого человека есть возможность прийти в храм, узнать, в чём состоит наша вера. Нужно понимать, что она должна проявляться не только в каких-то внешних атрибутах, но и определять всю нашу жизнь.
Досье: Митрополит Лонгин в миру - Владимир Корчагин. Родился 31 июля 1961 года в Сухуми. Архиерей Русской православной церкви, ректор Саратовской православной духовной семинарии. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».