Стоит научиться забывать о себе. Митрополит Лонгин -об эгоизме и милосердии

Александр Курочкин / Православие и современность

«Каждый сегодня знает, что Пасхе предшествует Великий пост, хотя постятся немногие. Нужно помнить, что пост - это время, которое Церковь определила не только для воздержания от пищи, но и для исправления души, для того, чтобы человек мог избавиться от своих недостатков и приобрести добродетели. И если есть у человека желание почтить Пасху, Воскресение Христово, нужно потрудиться хотя бы в оставшееся время», - разъясняет Высокопреосвященный Лонгин, Митрополит Саратовский и Вольский.

   
   

В борьбе с грехами

Наиля Кязимова: Владыка, некоторые люди считают, что главное, чтобы Бог был в сердце и не обязательно ходить в храм, соблюдать посты, участвовать в церковных таинствах. Правы ли они?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Отношения Бога и человека - это отношения двух личностей. Бог - это не некая абстракция, не безличный свод правил и нравственных постулатов, которые можно принимать или не принимать. Бог - Личность.

А человек верующий - это тот, кто удостоверился, что личная связь с Богом для него возможна. И эта связь осуществляется в Церкви. Участие в таинствах - это не просто дань обычаю, а возможность живого, непосредственного общения с Богом. Ведь если мы кого-то любим, то стремимся быть с ним. Поэтому насколько человек ощущает свою близость к Богу, свою нужду в Нем, настолько он стремится и к церковной жизни. Она включает в себя и участие в таинствах, и соблюдение постов, и, самое главное, борьбу человека со своими грехами. Поэтому люди, которые считают, что «главное, чтобы Бог был в сердце», просто не понимают, о чём говорят.

- Христианство призывает к милосердию. Но когда человек сталкивается с личными проблемами, тяжело переключить внимание на окружение. Если сам нуждаешься в помощи, как помогать другим?

- Переключить внимание на окружающих, действительно, очень сложно человеку, который привык к тому, что мир крутится вокруг него.

 К сожалению, именно в таком духе воспитывается современный человек. В противоположность этому верующие люди учатся преодолевать себя, быть самоотверженными: нужно не только брать, но и отдавать. Человек, который думает только о себе, глубоко несчастен: трудности и проблемы, которыми наполнена жизнь каждого из нас, могут порой просто раздавить его. Но если в тяжёлых обстоятельствах своей жизни он научится проявлять милосердие, сострадание к тем, кому в этот момент приходится еще тяжелее, ему станет намного легче справиться и с собственными проблемами. Поэтому умение иногда забывать о себе - очень полезный навык, который стоит приобрести каждому.

Где остановиться?

- Вы как-то сказали, что «человек, довольный собой и своей жизнью, - страшное существо, которое лучше обходить за километр». И привели пример - классическую литературу, в которой все самодовольные люди - антигерои. Но в современных книгах и фильмах зачастую всё наоборот, и такие люди - герои…

- Даже на протяжении моей жизни, буквально за несколько десятилетий, значения многих слов наполнились совершенно противоположным смыслом.

Раньше, если человека называли эгоистом, ему было стыдно. Это слово имело однозначно негативный характер. Сегодня же реклама уверяет, что быть самодовольным и эгоистичным хорошо, что мы должны любить себя, что «мы этого достойны»... Так воспитываются эгоисты, и негативное значение этого слова, как и многих других, исчезло. Этот процесс находит отражение во всех видах искусства: в книгах и фильмах эгоизм пропагандируется давно и успешно. Это действительно плохо, таким процессам нужно как-то противостоять. Наверное, это задача того класса людей, который принято называть интеллигенцией. Потому что борьбу нужно вести не митингами и обличениями, а развитием подлинного искусства, продолжающего классические традиции.    
   

- Люди сегодня переполнены амбициями, пребывают в постоянной погоне за лучшей жизнью, материальными благами. Такое стремление к благополучию - грех?

- Стремление к благополучию не грех, это совершенно нормальное чувство, особенно если человек заботится о близких.

 Необходимо думать о семье, стараться, чтобы дети были сыты, одеты, имели возможность получить образование, могли, в свою очередь, создать семью и растить детей. Но всё должно иметь меру. Вопрос в том, где остановиться. Кому-то, скажем, хватает квартиры, дачи и машины. А кому-то нужна недвижимость по всему миру, яхты и самолёты… Есть ведь люди, у которых столько денег, что хватило бы на несколько жизней. Нужно ли стремиться к этому? Не уверен. Самое главное - быть честным и не строить своё благополучие за счёт несчастья окружающих. В стремлении к собственному благу нельзя приносить в жертву других людей.

Пожинаем плоды

- В Евангелии неоднократно говорится, что следование заповедям Господа нерасторжимо связано со скорбями. Но, столкнувшись с трудностями, человек обычно задаётся вопросом: «За что мне эти испытания?»

- Человек, который пытается следовать заповедям Божиим, в той или иной степени вступает в противоречие с теми правилами, по которым живёт мир, лежащий во грехе. Тот, кто идёт на передовую, не будет спрашивать с недоумением: «А почему здесь свистят пули?». Точно так же подобных вопросов не возникает у тех, кто сознательно относится к своему христианству, ибо мы помним слова Господа: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

В то же время многие люди, столкнувшись с жизненными испытаниями, действительно, задаются вопросом: «За что?... Мы не делали ничего плохого, не убивали, не грабили...». Чаще всего такие мысли появляются от невнимательности к себе, от неумения и нежелания всмотреться в самое верное зеркало на свете, - свою совесть. Нередко человек приходит к священнику, рассказывает о своих бедах и задаёт два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Священник внимательно слушает и понимает, что этот человек на протяжении всей своей жизни делал всё наоборот - поступал не только против заповедей, но даже и против обычного здравого смысла. Мало кто хочет признавать, что каждая наша проблема нами же посажена, выращена и теперь мы пожинаем плоды. И помочь тут можно, только если человек осознает глубину своего падения и решится начать всё сначала, то есть исправлять свою жизнь в соответствии с заповедями Евангелия.

- Сегодня нередко порок превозносится, а христианские добродетели высмеиваются как устаревшие и непонятные. Как, живя в противоречивое время, не сбиться с верного пути?

- Так было всегда. Даже в самые благополучные, как нам сейчас кажется, времена порок превозносился, а добродетель высмеивалась.

Однако всегда были и люди, которые не сбивались с пути. Очень многое зависит от воспитания, от правильной системы координат в жизни человека. Именно в юности у человека вырабатывается способность различать добро и зло. Почему сегодня силы, служащие тому или иному пороку, рвутся к тому, чтобы получить возможность воспитывать детей? Для того, чтобы с самого начала своей жизни дети росли с уверенностью, что порок - вовсе не порок, а вариант нормы.

- Впереди - Пасха. Многие люди соблюдают ритуалы, связывая их в большей степени не с верой, а с традицией. Это плохо?

- Традиция - вещь хорошая, она сопутствует вере. В советские годы, когда храмов было очень мало, те или иные традиции помогли сохранить естественный для нашего народа путь христианской жизни. Люди знали, что нужно испечь куличи, покрасить яйца, пойти в церковь и освятить их в Великую субботу. Эта традиция была тоненькой ниточкой, которая связывала поколения, и это было лучше, чем ничего. Но сегодня этого совершенно недостаточно. Сейчас у любого человека есть возможность прийти в храм, узнать, в чём состоит наша вера. Нужно понимать, что она должна проявляться не только в каких-то внешних атрибутах, но и определять всю нашу жизнь.

Досье: Митрополит Лонгин в миру - Владимир Корчагин. Родился 31 июля 1961 года в Сухуми. Архиерей Русской православной церкви, ректор Саратовской православной духовной семинарии. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».