Почему мы верим в сказки?

   
   

Признайтесь, вы верите в чудо? Не спешите отрицать. Где-то в глубине души, сколько бы нам ни было лет, вера в сказку все же живет. И мы напрасно ее прячем, боясь язвительных насмешек. Именно сказки позволяют согревать сердца.

О трудовых буднях сказочных персонажей и обратной стороне кулис «АиФ - Саратов» рассказала актриса Людмила Канакова.

Дебют без Деда Мороза

- Людмила Александровна, первый раз - он самый страшный. Помните свой дебютный выход в роли одного из главных персонажей новогодней сказки?

- Да, мой первый «блин» едва не получился комом. Я тогда еще была студенткой театрального училища: маленькая, худенькая, с вечным удивлением в глазах. Завью свои волосы, ну чем не Снегурочка? Вот такой меня и заприметил актер тюза Александр Митясов, тогда уже опытный Дед Мороз: «Давай-ка, - говорит, - оставим след в новом году». Я согласилась. Мы вместе с баянистом приехали на хладокомбинат, где был назначен детский праздник, а дедушки нашего нет. Оно, конечно, понятно: накануне утренника, 31 декабря, он был задействован в спектакле, потом - корпоратив, семейное застолье… В общем, «заблудился» мой снежный родственник, но как это детям объяснить? И аукали ему, и стихи читали, и громко скандировали вместе с папами и мамами…Только все напрасно. Столкновение сказки с реальной жизнью едва не закончилось нервным срывом. У меня уже слезы из глаз, а деваться-то некуда! Так и кружили в хороводе вокруг елки полтора часа - спасибо баянисту. Я наревелась после праздника на целый год вперед, зато потом ничего уже не боялась. Где только ни поздравляла ребятню: и в интернатах, и в детских колониях, и на площадях. А уж сколько Дедов Морозов поменяла за свою жизнь, не хватит пальцев сосчитать. Так из года в год повышала свою квалификацию: импровизировала, искала новые «фишки».

- Теперь пришла пора передавать накопленный опыт. Что вам казалось самым сложным в этой роли? И чем современные Снегурочки отличаются от своих сверстниц 50-х годов?

- Жизнь заставила «снежную парочку» заниматься бизнесом. Раньше этого не было, хотя образы со временем почти не изменились. Это статичные герои, которые не представляются без парящих вокруг снежинок и задорного смеха детворы. Новогодний праздник по-прежнему ассоциируется с мандаринами, елкой и причудливым узором на стекле. Жаль, что окна теперь делают из пластика - это мешает морозу «разгуляться». А добрая и веселая внучка стала более раскрепощенной, она исполняет современные танцы и песни, поздравляет не только детские, но и взрослые коллективы. Снегурочки сегодня - на любой вкус и цвет, раньше-то они были на вес золота. Для меня этот персонаж - нечто светлое и непорочное. Откуда такое впечатление? О Дедушке Морозе и его маленькой помощнице я не знала до тех пор, пока не увидела свою маму в необычном одеянии с ватной бородой и мешком подарков. Она работала в детском саду, там-то мне и открылась вся изнанка сказки. А роль спутницы главного волшебника я начала «примерять» еще в школе. Росточком была не больше метра, зато голос такой звонкий, что в ушах звенело. С этим голосом да своей миниатюрностью я сыграла почти всех сказочных персонажей, начиная со Снегурочки и заканчивая Бабой Ягой.

Традиция на века

- Но ведь между ними - огромная пропасть: два совершенно разных характера. Как их удавалось совмещать? Да и дети уже не такие наивные, как были 20-30 лет назад. Неужели вас ни разу не разоблачали?

- Сколько бы воды ни утекло, дети всегда принимали сказку за реальность. И дело здесь вовсе не в самообмане, а в том, что они еще не умеют отделять зерна от плевел. Играя Снегурочку, я даже не пыталась спрятаться под грим. Красивый костюм и приветливый взгляд - вот и все ее реквизиты. Для своих детей в повседневной жизни я всегда была мамой, а как только надевала символичное платье, сразу становилась сказочной героиней. Мальчишки и девчонки любят внучку Дедушки Мороза не за яркую внешность, а за простоту и доброжелательность. Сколько раз убеждалась в этом неподдельном чувстве. Играя Попугая, по одному из сценариев я должна была навредить Снегурочке, так один мальчуган так укусил меня за руку, что кровь хлынула ручьем. Какие после этого могут быть сомнения? Это у взрослых добро и зло - две стороны одной медали. Видимо, поэтому одинаково убедительно получалось играть противоречивых персонажей. А в сознании детей черное и белое - два полярных полюса. Казалось бы, нет в Снегурочке ничего интригующего, а народная любовь к ней не иссякает. Это наша традиция. Ни у Санта-Клауса, ни у Николауса, ни у Йоулупукки нет такой помощницы, как у нашего Деда Мороза! А вот злодейки есть в каждой культуре. И посмотрите, насколько реалистична по меркам сегодняшней жизни наша Баба Яга. Она гораздо интересней и находчивей, сродни современным модницам уделяет внимание своей внешности: на один макияж уходит несколько часов, плюс прическа, «маникюр».

- Посвятив этому персонажу почти 30 лет творческой жизни, не очерствели сердцем? Как работа на сцене в роли Бабы Яги отразилась на вашей репутации?

- Создать полноценную злодейку у меня не получилось. Какой бы злой и вредной ни пыталась предстать перед зрителями, с их лиц все равно не сходила улыбка. Баба Яга в моем исполнении казалась очень доброй, хотя прозвище все равно успело приклеиться: маленькие саратовцы признают во мне сказочную колдунью даже без грима. Однажды, стоя в очереди, поймала на себя вопросительный взгляд мальчугана. «Мама, смотри: это же Баба Яга», - сказал он, рассмешив окружающих.

Мы привыкли жить по расписанию, почти напрочь лишив себя добрых сказок. Мне же судьба подарила счастливый билет: проживая жизни сказочных персонажей, я отдыхала душой, работая в детском театре. До тех пор, пока мы не начнем задаваться вопросами, сколько лет Бабе Яге и почему у Снегурочки нет родителей, мы будем оставаться детьми. Что хорошего в том, что ребенка заставляют взрослеть не по годам? Веру в чудо нужно в детях беречь!

Справка: Людмила Канакова (Щербакова) родилась в пос. Ясная Поляна Тульской области в 1949 году. В 1969 голу окончила Саратовское театральное училище и начала работать в ТЮЗе им. Ю.П. Киселева. Исполнила десятки ролей. Среди них - Маленькая Баба-Яга в одноименном спектакле О. Пройслера и Тутта Карлсона «Никто не поверит».

Смотрите также: