Саратов на этом престижном форуме представит победитель городского конкурса, учитель истории и обществознания Татьяна Усова. С ней беседует корреспондент «АиФ - Саратов».
Вернулось желание учиться
- Выросших в 90-е именуют то «поколением пепси», то «потерянным». Чем, по-вашему, отличаются дети первых десятилетий III тысячелетия?
- Столь однозначно развешивать ярлыки я бы не стала. Не забывайте, какой социальный стресс пришлось пережить родителям этих детей. На сломе эпох и кардинальных общественных преобразований для многих речь шла об элементарном выживании.
В 90-е я работала в одной из школ Заводского района и видела, как многим ученикам приходилось выживать, в том числе и работая после уроков. Учеба, естественно, уходила на десятый план, кто-то даже открыто говорил: а что она мне даст? У них перед глазами была масса примеров, когда люди как раз с высшим образованием и оказались самыми неустроенными в обыденной жизни.
Тем не менее, запомнился мальчик из многодетной семьи, который, хоть и старался, учился с трудом. А недавно встречаю, у парня свой бизнес, дела вроде идут... Но он мне говорит: «Только теперь понял, чтобы добиться чего-то в жизни, нужно идти получать высшее».
Были из моих учеников и такие, кто сразу после школы пошли в педагоги и трудятся сегодня в системе образования. Значит, не прервалась связь времен, и говорить обо всём поколении, как о «потерянном», пожалуй, рановато. На сегодняшний день многие всё же как-то адаптировались, приспособились… и у детей, в свою очередь, желание учиться появилось.
Наблюдая за своими учениками, вижу: в 13-15 лет они в силу возраста еще не интересуются глобальными вопросами мироустройства. Хотя словно губки впитывают всю внешнюю информацию. А уже через год-два начинают задумываться: какой общественный строй наиболее справедлив? Пытаются анализировать, что мы потеряли с распадом СССР.
Любопытно послушать, что они говорят о Столыпине и Ленине, Колчаке и Сталине. Однозначных мнений нет. Ребята уходят в размышлениях далеко за рамки учебников.
Подростковый период - до выпускного
- Психологи сегодня отмечают парадокс: с одной стороны, дети рано взрослеют, с другой, «застревают» в подростковом периоде. Как думаете, почему?
- Это вполне можно объяснить тем, что многие дети стали излишне опекаемы родителями. Но внимание зачастую сводится к банальным бытовым вопросам, одеть-покормить. Заглянуть же во внутренний мир своего ребенка у родителей нет ни времени, ни сил. Ведь им сегодня нужно работать все больше и больше.
Хорошо, если пристроят дитя в хорошую школу или лицей, с расчётом, что душу ребёнка там, как в дорогой химчистке, очистят и защитят от грязи, а к выпускному чадо станет чистым и светлым. На деле так не бывает.
Разве учителя в силах изолировать учащихся от внешнего мира? Да, педагог обязан не только точно знать технологию обучения, он должен сердцем чувствовать подходы к воспитанию. Но когда с рекламных плакатов и экранов ТВ призывают «брать от жизни все», где счастье непременно увязывается с курением дорогих сигарет или потреблением пива, - детские души не смогут отличить «зерно» от «шелухи».
Потому-то нижняя граница переходного возраста сегодня снизилась до 12 лет, верхняя же, наоборот, поднялась до самого выпускного бала...
Дети чувствительны к фальши
- Что помогает найти общий язык с новым поколением, возможно ли сегодня воспитать настоящих патриотов?
- Проявлять интерес ко всему, что они делают, думают, говорят. И чем больше общаешься с детьми, тем больше о них узнаешь. Любовь, искренность, терпение - вот ключи к детским душам во все времена.
Патриотизм же воспитывается, прежде всего, в семье. К сожалению, нынешние дети часто не знают своих корней, а они должны быть у человека, иначе просто унесет ветром, как песчинку.
Школьный учитель лишь может стимулировать этот интерес к истории семьи, задав тему. Так совсем недавно выяснилось, что один из моих выпускников этого года - потомок Ивана Сусанина. Потомки этой легендарной личности все когда-то жили в одной деревне, но в свое время часть из них переселилась в Саратовскую губернию. Вся эта история была оформлена в виде научного реферата, мы отослали его на конкурс в Москву, будем выступать и на местных конференциях.
- В фильме «Первый учитель» показан острейший конфликт школьного учителя с одним из родителей. Неужели в наше время, когда то тут, то там на учителя поднимают руку, мы вновь скатываемся в дикость?
- Школа - не крепость, и как бы мы ни старались, все, что творится вне ее стен, рано или поздно проникает внутрь. Для старшего поколения учитель был непререкаемым авторитетом. Даже если он был не прав, родители никогда не пошли бы на педагога с кулаками.
Сегодня и агрессии в людях стало больше, и статус учителя уже не тот. Однако, чтоб воспитать достойного человека, родители и учителя должны быть в одной лодке, идя навстречу в решении спорных вопросов.
Некоторые наивно думают, что дети не замечают обмана и притворства взрослых. На самом деле они сразу чувствуют любую фальшь. Стоит родителям в разговоре упомянуть, что, мол, «эта Мария Ивановна» не замечает, насколько наш малыш талантлив и способен, юный «гений» тут же все намотает на ус. Волей-неволей каждый ребенок подражает своим родителям. При том, жалуясь на «злую училку», зачастую просто хитро играет на родительской любви.
Учитель, со своей стороны, должен искать точки соприкосновения с каждым родителем. Чем чаще мама или папа приходит в школу, тем лучше. Поскольку дома дети ведут себя совершенно иначе, чем в школе. Зайдите лишний раз в школу на перемене посмотреть на своего ребенка, и тогда вы его лучше узнаете, и поймете, может быть, что с ним на самом-то деле происходит?..
Смотрите также:
- Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе? →
- Чему научились? Педагог о сельской школе, ЕГЭ и литературе →
- Миссия учителя - научить человечности →