Неделю назад в нашей области произошло беспрецедентное событие - впервые был введен режим базовой готовности. Какие решения приняты и что изменилось?
Смотрите на небо
В регионах уровни реагирования вводятся по указу президента. Каждый уровень наделяет губернатора дополнительными полномочиями. Саратовской области решено присвоить наименьший, базовый. Что это значит? Губернатор получает полномочия усиливать охрану общественного порядка, важных объектов и населения, удовлетворять потребности вооруженных сил, вводить особые режимы работы транспортных, коммунальных, энергетических предприятий.
Ради такого дела был создан оперативный штаб. Как раз на первом заседании обсуждался вопрос усиления патрулей МВД и Росгвардии на улицах. Губернатор Роман Бусаргин поставил задачу увеличить в городах их количество.
Что еще? Жителей Саратова призвали звонить по номеру 102 и в дежурные службы полиции и ФСБ, если увидят в небе… беспилотники. А с 25 октября гражданам области и вовсе запретили их использовать.
А так в основном без видимых изменений. Мужчин продолжают мобилизовывать. Нередко, проезжая по городу, можно увидеть пункты сбора и выстроившиеся в ряд автобусы, которые должны отвезти бойцов к месту подготовки. Есть те, кто идет добровольцами. Среди них медработники. Эту информацию подтвердил замминистра здравоохранения региона Денис Грайфер. Согласно частичной мобилизации, медики из военных госпиталей, в том числе женщины, по словам замминистра, направлены для участия в спецоперации.
Начальник Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Юрий Юрин заверил, что, если электросирены, передающие сигнал «Внимание всем!», не включаются, то это не значит, что они не работают.
«Система абсолютно исправна, мы проверяем ее каждый месяц, просто она работает беззвучно, - заверил Юрий Сергеевич. - Решение о ее запуске принимает МЧС России. Информация о защитных и противорадиационных сооружениях относится к засекреченной».
Сведений о том, что оборудуются подвалы в образовательных учреждениях, многоквартирных домах, нет.
Стратегический запас
Каков же настрой людей в свете этих событий?
«Я недавно купил гараж, чтобы моя старая машина не простаивала зимой на улице, и впервые за долгие годы решил основательно запастись в зиму картошкой, - поделился работающий пенсионер Петр Труханов. - Мне так будет немного спокойнее».
Читательница Елена Нестерова отмечает, что с советских времен привыкла рассчитывать только на себя и держать запас продуктов, потому что никогда не знаешь, что может случиться.
«Это у многих заложено на генетическом уровне, - признается женщина. - Как только что-то остается в последнем экземпляре, я начинаю нервничать. В этом году никаких особых приготовлений в зиму не делаю. А какой смысл заваливать продуктами погреб, если скажут: «Беги»? Полагаю, что при себе, в доме нужно иметь наличность, не стоит рассчитывать на карты. Если не будет электричества, то не сможешь воспользоваться деньгами. Нужны спички и свечи».
«Пандемия сильно изменила общественное восприятие тревожных событий, - отметила социолог Ольга Прохорова. - Если в начале 2020 года люди устремились скупать продукты, то теперь этого не наблюдается. Народ пришел к пониманию, что, какие бы пугающие новости ни поступали, жизнь идет по прежним законам: люди рождаются, женятся, умирают. Так называемые эффекты привыкания наблюдаются и во время боевых действий. Со временем тылы восстанавливают связи и воспроизводят прежние формы жизни. Это позволяет создать у людей психологическую защиту, потому что жить в постоянном стрессе и страхе невозможно. Наши граждане умеют быстро адаптироваться к внешним условиям. В этом, если угодно, и есть наша сила».