Наталия Абрамова: «Ребёнок тянется не только к компьютеру и телефону»

О том, сохранилась ли читательская традиция в новом поколении, мы беседуем с директором Пушкинской библиотеки Наталией Абрамовой.

   
   

Рассуждение на бумаге

- Наталия Станиславовна, какими событиями запомнился прошедший год библиотеке?

- Первая новость, которая обрадовала всю библиотечную общественность, - это то, что школьники начали писать сочинение. Теперь его будут сдавать наряду с ЕГЭ. Внимание к литературе, прочтение текстов, изложение своих мыслей на бумаге - всё это очень важно. Написание сочинения – сложный процесс, которому нужно учить на протяжении всех школьных лет, начиная с первого класса. В 2014 году состоялась первая проба пера, что было волнительно и для детей, и для педагогов, и для родителей. Попытка удалась: сочинение было написано. Это очень радует и нас. Потому что практически все творческие конкурсы, которые мы проводим, предполагают письменное рассуждение на ту или иную тему в форме сочинения, эссе, короткого рассказа или стихов.

В 2014 году прошёл областной конкурс-фестиваль «Читающий город детства». Были выбраны лучшие читающие семья, детский сад, класс, школа и город. Во Всемирный день книги, 23 апреля, проходило награждение самого читающего класса. Только накануне школьники узнали о том, что им предстоит пойти в правительство Саратовской области. Для них это было очень волнительно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что даже со взрослым человеком, который занимает высокий пост, можно общаться как с добрым другом. При встрече со школьниками губернатор Валерий Радаев вспомнил свой первый день в библиотеке и книги, которые читал ещё в детстве. И дети с радостью рассказали ему о том, кем хотят стать, когда вырастут.

- Изменилось ли отношение к бумажной книге с появлением книг электронных?

- Прогресс остановить невозможно. И библиотека имени Пушкина особенная, потому что уже в начале 90-х годов здесь создавался электронный каталог. Мы были первой библиотекой Саратова, у которой в 1993 году появился CD-ROM. После рынок насытился, возникли различные виртуальные детские энциклопедии и книги на электронных носителях. И мы стараемся, чтобы такие издания у нас были. Но сказать, что дети проявляют к ним колоссальный интерес, я не могу. Они, конечно, их смотрят, но предпочтение всё же отдают книге бумажной. Один из наших постоянных юных читателей покрутил в руках электронную книгу и отложил в сторону, сказав: «Нет, я лучше печатную возьму. Она приятнее пахнет».

Стараемся успевать за прогрессом, закупаем различные новинки. Сегодня у нас есть 3D-книги про Дракошу Гошу. С виду это обычные печатные книги, но они связаны с компьютерным устройством - планшетом. При наведении планшета на книгу иллюстрации оживают. Как в произведении Андерсена: когда братья с сестрой переворачивают книжные страницы, с них выбегают картинки, совершают некое действие и возвращаются на своё место. И дети в нашей библиотеке с удовольствием смотрят на этого ожившего дракончика, а после садятся читать печатный вариант. Издателям сегодня живётся непросто. Но книги всё приятнее держать в руках: они абсолютно разные и по содержанию, и по внешнему оформлению. И вместе с тем довольно дорогие. Поэтому мы стараемся приобретать книги не в розничных магазинах, а напрямую у издателей и с радостью приглашаем читателей на них посмотреть.

В зависимости от родителей

- Действительно ли дети стали меньше читать?

   
   

- Если в семье читают, то эта традиция сохраняется и в следующем поколении. Маленький ребёнок тянется не только к компьютеру и телефону. С неменьшим интересом он переворачивает страницы книги и рассказывает, что происходит на каждой из них. Если эту тягу к книге развивать, то ребёнок чтением увлечётся. Другое дело, что в городских условиях дети находятся в зависимости от родителей и педагогов. Взрослому нужно найти желание и время, чтобы взять ребёнка за руку и привести в библиотеку. Но читателей у нас меньше не становится. В детскую библиотеку ежегодно записываются около 28 тысяч человек. Количество посещений – более 170 тысяч в год. Кроме того, мы открываем и выездные залы. Привозим литературу в сельские библиотеки, оставляем, а после того как дети её прочтут, перевозим в другой район. Это позволяет познакомить читателей с новинками и восполнить недостаток некоторых книг в отдельных населённых пунктах.

- А современный библиотекарь, он какой?

- Он должен быть хорошим психологом. Если ребёнок не записал домашнее задание в дневник или тетрадь, то приходит в библиотеку и пытается вспомнить, что ему нужно подготовить к уроку. И школьника должен встретить дружелюбный человек, который поймёт, что требуется, и выдаст нужные книги. В противном случае ребёнок не подготовит задание, получит двойку. Образовательная программа достаточно насыщенная. Однако нужно познакомить ребёнка не только с книгами, входящими в школьную программу, но и рассказать о том, какие другие интересные издания существуют. К сожалению, не все родители поддерживают нас в этом направлении. И бывают случаи, когда мама строго укоряет ребёнка: «Ты куда столько книг набрал?! Вот эти оставь, возьмём только те две». Услышав это, ребёнок начинает плакать. Мы пытаемся вмешаться и переубедить таких родителей, но это не всегда получается.

Продолжая традиции

- А что у вас особого хранится в отделе редких книг?

- Этот отдел - наша гордость. Если сравнивать с детскими библиотеками других регионов, то у нас он один из лучших фондов. Здесь хранятся книги различной тематики, которые издавались в конце XIX – начале XX века, - лучшие образцы детской литературы. По ним можно проследить развитие не только писателей, но и художников. К примеру, у нас есть шесть различных изданий книги Самуила Маршака, иллюстрации к которым готовил художник Владимир Конашевич. И в каждом - оригинальные, созданные исключительно для этого издания  иллюстрации. Есть у нас и книги, которые были изданы в годы Великой Отечественной войны. Среди них – «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина 1942 года и «Чудо-дерево» Корнея Чуковского 1943 года, которые были напечатаны в блокадном Ленинграде. Имеется у нас и журнал «Мурзилка» (начиная с 30-х годов), и все выпуски журналов «Вожатый» и «Затейник», которых нет в фондах других детских библиотек.

- Наступивший год объявлен Годом литературы. Что в связи с этим появилось в планах библиотеки?

- У нас продолжится программа «Сохраним читающее детство», которую мы реализуем на протяжении нескольких лет. Во всех библиотеках области будут проходить увлекательные мероприятия. Ожидаются встречи не только с книгами, но и с писателями. Постараемся вспомнить и забытые имена. Наступивший год – это ещё и 70-летие Победы. Поэтому все мероприятия будут тесно переплетаться с событиями, посвящёнными Великой Отечественной войне. У нас уже есть традиция в течение года проводить акцию «Читаем детям о войне», в ходе этого мероприятия мы обращаемся и к произведениям саратовских писателей. В мае мы подведем итоги областного творческого конкурса «Читаем, думаем и пишем о войне».

Во Всемирный день родного языка, 21 февраля, будем чествовать самые читающие семьи Саратовской области. А в апреле выявим самый читающий город, в котором пройдёт Неделя детской книги. В июле-августе состоится областной слёт лидеров чтения, в октябре - подведение итогов областного творческого конкурса «Когда я открываю книгу». Продолжатся у нас и видеомосты - наша акция «Читаем Пушкина вместе», которая постепенно выходит на международный уровень. Мы читали с библиотеками Казахстана, Белоруссии и Индии. Сегодня в планах – организовать серию видеомостов с городами-героями. Уже начали сотрудничать с библиотеками Севастополя и Крыма.

Досье: Наталия Абрамова родилась 28 января 1964 года в Саратове. В 1986 году окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. С октября 2013 года возглавляет Саратовскую областную библиотеку им. А.С. Пушкина, до этого работала заместителем директора этого учреждения. В 2006 году победила в областном конкурсе «Лучший библиотекарь года» в номинации «Специалист по информационным технологиям».