Рано или поздно каждый обладатель мобильного телефона начинает получать непрошеные СМС об услугах магазинов, банков и других полезных организаций, о существовании которых порой он и не подозревал. Многим такое внедрение кажется покушением на неприкосновенность личной жизни. На какие механизмы защиты нам рассчитывать?
Статья 15 Закона о персональных данных разрешает обработку персональных данных в целях продвижения товаров и услуг на рынке, подразумевая прямой контакт с потенциальным потребителем с помощью средств связи, но только при условии предварительного согласия данного человека. Этого согласия требует и статья 18 Закона о рекламе, таким образом защищая нас от спама. Иначе говоря, если вы заполнили анкету на получение дисконтной карты, скажем, в магазине и вписали номер своего телефона, то рекламные рассылки будут приходить к вам вполне легально. Однако бывает и по-другому. Жительнице Саратова Елене Федорковой с недавних пор докучают навязчивые СМС-позывные от одного из мебельных салонов, в котором она даже ни разу не была. «Когда я позвонила по номеру, с которого сыпались эсэмэски, выяснилось, что «абонент не абонент»: судя по всему, телефон включается только для рассылки», - пожаловалась девушка.
Вынуждают
Вопрос, который в таких случаях первым возникает в голове: откуда взяли телефон? Но сегодня это не так уж трудно: вспомните, сколько раз вы афишировали свой номер по различным поводам - от заполнения анкет до скачивания музыки в Интернете. Вопрос не в том, где нашли ваш номер, а в том, почему он стал общедоступным.
Как известно, при обращении в различные органы людям приходится подписывать «Согласие на обработку персональных данных». Даже если вы не согласны, чтобы ваш номер телефона, домашний адрес и другие данные каким-то образом «обрабатывались», без подписи этой формы решить свои вопросы оказывается невозможным. Получается, человек обязан согласиться с тем, что его данные будут использоваться в различных целях, но защиту от назойливых приставаний рекламы ему никто не гарантирует.
Законно ли?
Зато статья 14 Закона о персональных данных позволяет гражданину потребовать информацию о том, на каком основании происходит обработка его данных, вплоть до фамилии того, кто этим занимается, и источника их получения.
«Защита состоит в том, чтобы организационными и техническими мерами исключить или нейтрализовать угрозы безопасности персональных данных при их обработке», - сообщили в областном комитете по информатизации. Очевидно, сохранение конфиденциальности зависит лишь от добросовестного труда тех, кто по долгу службы имеет дело с нашими адресами, телефонами и прочей информацией.
Что касается СМС-рассылки, то, как пояснили в Управлении Роскомнадзора по Саратовской области, Закон о персональных данных на эти действия не распространяется. Телефонный номер (а по сути последовательность цифр) не относится к персональным данным, поскольку по нему нельзя прямо или косвенно определить физическое лицо. Здесь более применимы положения Закона о рекламе.
Так что, если вы получаете рекламные СМС-сообщения, на рассылку которых не давали согласия, то можете написать жалобу в областное Управление федеральной антимонопольной службы. В заявлении нужно привести факты нарушения законодательства с указанием способа, места и времени распространения рекламы, а также приложить доказательства - тексты полученных СМС и заверенную детализированную выписку от оператора связи, подтверждающую поступление СМС-рекламы.
Кстати:
28 января - Международный день защиты персональных данных
Смотрите также:
- «Пропадают» деньги с телефона? Саратовцы смогут контролировать расходы →
- Поволжский Сбербанк помогает анализировать личные финансы →
- Услуга «Автоплатеж» пользуется популярностью →