«Открытие Авто»: подешевевший рубль возобновил процесс подорожание машин

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь в первую очередь идет о Renault Duster, Hyundai Solaris и Creta.

   
   

Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.

Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Renault Duster. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 миллиона рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Duster «трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 миллиона рублей.

Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Hyundai Creta (1,76 миллиона; +14%). За его «однофамильца» Hyundai Solaris продавцы стали просить в среднем 1,39 миллиона (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тысяч больше, чем год назад. Их соотечественники – Kia K5, Sportage и Rio – прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в наш топ-20 (Hyundai Santa Fe и Tucson), в феврале также прибавили, но чуть меньше -  1% и 4,5% соответственно. 

Официальных поставок в Россию от импортера Mitsubishi Outlander нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину в среднем просили 2,78 миллиона (+12% за месяц). Другие «японцы» (Toyota Camry, Prado и LC300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Toyota RAV-4 даже немного (-0,8%) подешевел.
В свою очередь Lada Niva Travel и Volkswagen Tiguan отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Niva Travel цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Volkswagen Tiguan ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Volkswagen, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Tiguan. Дешеветь эта модель едва ли будет.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Skoda Octavia (+1,45%), Volkswagen Polo (+4,15%) и Mercedes-Benz E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – BMW 5 серии – колебался в пределах погрешности (-2,6%).

Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.

И только Lada Niva Legend оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.

   
   

Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:

«Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих «иномарок» возрастом до трех лет и ценой в 1,5-2 миллиона этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к трем миллионам рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах».

Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 г

Марка и модель
фев. 22
янв. 23
фев. 23
фев. 23 / янв. 23
1
Renault Duster
1 507 242
  1 375 190  
  1 571 274  
14,26%
2
Hyundai Solaris
1 298 438
  1 214 570  
  1 386 370  
14,14%
3
Hyundai Creta
1 652 150
  1 541 752  
  1 757 242  
13,98%
4
Mitsubishi Outlander
2 383 424
  2 477 832  
  2 776 563  
12,06%
5
Kia K5
2 470 417
  2 322 222  
  2 540 995  
9,42%
6
Kia Sportage
2 565 542
  2 368 106  
  2 540 401  
7,28%
7
Lada Niva Travel
1 151 512
  1 103 800  
  1 182 556  
7,13%
8
Volkswagen Tiguan
2 815 525
  2 786 788  
  2 972 090  
6,65%
9
Kia Rio
1 409 766
  1 375 542  
  1 463 833  
6,42%
10
Toyota LC Prado
5 793 054
  5 913 204  
  6 275 830  
6,13%
11
Hyundai Santa Fe
3 623 798
  3 470 919  
  3 626 043  
4,47%
12
Mercedes-Benz E
4 168 386
  3 985 123  
  4 160 695  
4,41%
13
Volkswagen Polo
1 298 353
  1 265 216  
  1 317 676  
4,15%
14
Toyota LC300
7 818 403
  7 549 545  
  7 854 393  
4,04%
15
Skoda Octavia
1 826 306
  1 794 417  
  1 820 484  
1,45%
16
Toyota Camry
2 981 338
  2 968 128  
  2 998 139  
1,01%
17
Hyundai Tucson
2 838 299
  2 840 093  
  2 867 525  
0,97%
18
Toyota RAV4
3 247 359
  3 265 490  
  3 239 873  
-0,78%
19
BMW 5
4 554 506
  4 453 306  
  4 338 959  
-2,57%
20
Lada Niva Legend
913 041
  1 006 769  
    865 031  
-14,08%
 
Источник данных: компания Haraba
* на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Банк «Открытие» входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
«Открытие Авто» - блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю и топ-3 по объему выдач автокредитов. Партнерская сеть превышает 3,9 тысяч автосалонов по всей России. Корпоративные клиенты «Открытие Авто» выпускают более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. 5 из ТОП-10 российских автодилеров являются клиентами банка.

LjN8KXqkV