Кто вошел в звездный отряд? Уроженцы области осваивали космос

Владимир Кузичкин работал в конструкторском бюро № 1 под руководством Королёва. Инженер-испытатель Анатолий Молоков готовил луноход к отправке в космос. Александр Грунов и Михаил Симонов работали над многоразовым космическим полетом.

   
   

Об их службе на Байконуре и курьезных случаях, запуске ракет и «лунной» программе - в материале «АиФ».

Какими были первые космонавты?

Член боевого расчета по запуску космического корабля «Восток» с человеком на борту, уроженец райцентра Новые Бурасы Владимир Кузичкин работал в конструкторском бюро № 1 под руководством Сергея Королева. Он входил в группу, создавшую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7, предназначенную для вывода ядерной боеголовки на цель. Уже через полтора месяца после ее пробного старта с помощью этого же устройства 4 октября 1957 года был «заброшен» на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, что вызвало огромный резонанс в мире.

«Я прослужил на Байконуре 25 лет, в том числе в должности начальника телеметрической станции, где контролировалось состояние здоровья будущих космонавтов, - рассказывает Владимир Кузичкин. - Природные условия там суровые: летом столбик термометра постоянно поднимается выше 40-градусной отметки, зимой морозы и ветер. К моменту моего прибытия на космодроме находились лишь временные строения и палатки, в которых проживал персонал. Стартовой площадки тогда еще не было, но её сдали в эксплуатацию за рекордно короткий срок. За неделю до старта корабля «Восток» 12 апреля 1961 года мне довелось познакомиться с Юрием Гагариным и другими пилотами из первого отряда космонавтов. Удивил их внешний вид - худенькие, миниатюрные. И еще больше поразил настрой: несмотря на огромный риск, связанный с миссией космического первопроходца, они выглядели веселыми, смеялись, тогда как мы, специалисты наземных служб, страшно волновались. Впрочем, вопреки утверждению о безмятежном спокойствии Гагарина, датчики зафиксировали: перед тем как он поднялся в капсулу летательного аппарата, частота его пульса вдвое превышала норму. Напряжение было колоссальным. Когда же прозвучало: «Гагарин благополучно приземлился в Саратовской области», все, кто находился за пультами космодрома, выбежали в степь, начавшую пестреть разнотравьем. Невзирая на чины и звания, радовались по-детски, срывали растения охапками и подбрасывали над головой».

Как готовили луноход?

Инженер-испытатель и начальник расчета на Байконуре Анатолий Молоков тоже лично встречался с первым космонавтом планеты. Произошло это во время работы по лунной программе - Молоков состоял в группе, готовившей луноход к отправке в космос.

«Объявили 15-минутную предстартовую готовность, и тут вижу: на площадку въезжает белая «Волга», - вспоминает он. - Это удивило: даже генеральный конструктор Владимир Челомей не появлялся вблизи ракеты в такие мгновения. Неожиданно из автомобиля вышел Юрий Гагарин. Говорит: «Мне надо осмотреть корабль». Как выполнить просьбу? Чтобы заглянуть в отсек космического корабля, требовался десяток согласований и росписей. Отступить от любого пункта внутреннего распорядка означало нарушить режим секретности, а это, понятно, грозило очень серьезными последствиями. Действуя на свой страх и риск, я предложил легендарному космонавту подняться на ферму обслуживания, где его встретил мой напарник, старший лейтенант Волков. Тот сначала изумился, потом находчиво сказал: «Из-за Гагарина не посадят!». Прошли к кораблю, Волков вскрыл люк. Прежде чем войти в летательный аппарат, Гагарин снял китель и передал его мне. Осмотрев отсек, он попросил сообщить «генеральному», чтобы у входного люка прикрепили лестницу, иначе в скафандре неудобно забираться…

Старт оказался успешным: ученым был доставлен грунт, взятый с поверхности Луны.

   
   

В остальном программа завершилась без особого результата: при запуске взорвалось 13 ракет с манекенами вместо космонавтов. Шутили: «В трубу вылетели тринадцать колхозов-миллионеров».

Почему свернули проект?

15 ноября 1988 года полет многоразового ракетоплана «Буран» открыл целую эру в покорении космоса. Комплекс был выведен на орбиту при помощи ракеты-носителя «Энергия», сконструированной на новых принципах - с большой степенью автоматизации, использованием топлива на водородной основе. «Буран», управляемый бортовым компьютером, совершил полет в два витка вокруг Земли и посадку без экипажа. Этот факт отражен в Книге рекордов Гиннесса.

«Общий вес установщика или платформы, на которой находились оба летательных аппарата, составил 1235 тонн, - уточнил Александр Грунов, в то время заместитель начальника службы военных сообщений космодрома Байконур. - Эта массивная конструкция приводилась в движение двумя сцепками тепловозов, которые синхронно на расстоянии 20 метров друг от друга перемещались по параллельно расположенным путям со скоростью не более 5 километров в час. Таким черепашьим ходом они преодолели 12-километровую дистанцию до места запуска. Сейчас могу свободно об этом рассказывать. А тогда был обязан отчитываться вышестоящему руководству буквально за каждый свой шаг. Если, положим, находясь в отпуске, я где-то побеседовал с иностранцем, следовало обязательно отразить это в рапорте».

Заслуженный испытатель, саратовец Михаил Симонов был контролером-инструктором Центра предстартовой подготовки космонавтов.

«Космические корабли типа «Буран» в СССР начали разрабатывать еще до полета Гагарина, - напомнил он. - Этим направлением занимались в конструкторском бюро Челомея. В конце 1960-х работы свернули. Возвратились к ним в середине 1970-х годов, когда разведчики передали ученым секретные чертежи «Шаттла», проект которого появился в США вскоре после высадки на Луну астронавта Нила Армстронга. Ракетоплан, построенный по американской программе «Многоразовая транспортная космическая система», в теории мог наносить ядерные удары прямо из космоса. Такой вывод академика Мстислава Келдыша сильно обеспокоил советское руководство. В Кремле распорядились создать многоцелевой космический корабль. Владимир Челомей предлагал идею легкого многоразового космического самолета. Но в итоге победил вариант академика Валентина Глушко - генерального конструктора носителя «Энергия» и ракетных двигателей. Разработанный в его КБ корабль по техническим характеристикам был тождествен «Шаттлу», но вместе с тем обладал рядом преимуществ перед ракетопланом США. В его кабине размещалось до десяти космонавтов - больше, чем в американском корабле такого же типа. На «Буран» готовилась пилотажная группа под руководством Игоря Волка. Увы, проект Глушко оказался слишком дорогостоящим. Только на обшивку «Бурана» было затрачено 20 миллионов рублей - гигантская сумма даже по меркам военно-промышленного комплекса Советского Союза. Ракетоплан, рассчитанный на добрую сотню полетов в космос, больше ни разу не запускали. Однако идеи, заложенные в основу этого проекта, получили дальнейшее развитие, прежде всего в мирных целях. Так, в настоящее время ракета по образу и подобию «Энергии» способна транспортировать груз весом до 10 тонн против первоначальных четырех. Доставленные с ее помощью на орбиту спутники обеспечивают работу систем глобального телевидения и мобильной связи».