Качество как основа. Какие реагенты должны использоваться на зимних дорогах

Евгения Гаева / АиФ

14 ноября в России отметили День качества. Девиз праздника звучал так - «Россия - страна со знаком качества». Эта дата должна в очередной раз напомнить нам о том, что качество должно быть нормой жизни. Это касается всех услуг и всех товаров. Сейчас в большинстве регионов страны наступили холода, и актуальными для всех становятся вопросы зимнего содержание дорог и тротуаров.

   
   

Вредная экономия

В Саратовской области в большинстве муниципалитетов перешли на использование современных противогололедных материалов, рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.  Именно в этом регионе общественники провели несложные расчеты и доказали, что использование современных реагентов обходится дешевле, чем пескосоль, хотя изначально она стоит заметно дешевле. Но на практике оказывается, что расход пескосоли в 5-6 раз выше современных ПГМ. Если перевести в рубли, то получается, что на 100 метров двухполосной дороги на смеси, современных реагентов тратится 100 тыс. рублей, а соли – 120 тыс. рублей.

Во-первых, для ее применения на городских дорогах нужно в 5 раз больше специализированной техники. Во-вторых, она требует особых условий для перемешивания и хранения. Дорого обходится и уборка остатков песка, утилизация дорожного смёта весной – от дорожных пылесосов до вывоза собранного материала на полигоны для утилизации, прочистка ливнёвых стоков и др. Бывает и так, что приходится ремонтировать участки дорог и другой уличной инфраструктуры, потому что грязь с солью и песком намертво въедается в асфальт.

Но в некоторых населенных пунктах 64-го региона все еще используют техническую соль галит и песок. Но в целом в Саратовской области дело обстоит гораздо лучше, чем, например, в соседней Самарской области, где в течение трех последних лет используют дешевые и вредные реагенты.

Без проверки никуда

Руководитель лабораторного центра ООО НИЦ «Союзэкспертиза» ТПП РФ Елена Цыглинцева предупреждает – продавец реагента тоже несет ответственность за качество продаваемого продукта. В случае покупки некачественных товаров, покупатель предъявит претензии сначала продавцу. Проблема сертификации ПГМ сейчас стоит остро.

«Положение дел таково, что нужно проверять каждую партию реагентов. Каждая партия товара должна иметь свой паспорт, в котором отражены более 25 показателей качества ПГМ: плавящая способность, температура точки замерзания и т.д. На упаковке может быть та же самая маркировка, но внутри - смесь плохого качества, хотя в прошлый раз она была нормальной, - объясняет Елена Цыглинцева.

Решение проблемы – в проведении лабораторных исследований, на которых продавцы сегодня почему-то хотят сэкономить, а страдают потом люди и животные. После лабораторных анализов, в случае если они покажут, что реагенты не качественные, продавец может вернуть их поставщику.

   
   

Возьмутся за качество

Директор департамента аналитики и проектного управления Роскачества Василий Смирнов рассказал, что в 2025 году стартует большое веерное исследование ПГМ, используемых на российских дорогах. Ранее эта продукция изучалась лишь в практике частного применения. Из тех, кто покупает реагенты для своих придомовых территорий, 31% использует твердые соли, 23% - песок, еще 39% - многокомпонентные или жидкие материалы.

По словам Юлии Антоновой, не все люди задумываются о том, насколько вреден состав ПГМ, которые они покупают. После разъяснения большинство из них перешло бы на экологически безопасные ПГМ.

«Современные ПГМ имеют массу преимуществ по сравнению с пескосолью. Они морозостойки, не обжигают лапы животных, не портят обувь. В них добавляют антикоррозийные добавки. А главное – они бережны по отношению к природе и экономичны», - рассказала Юлия Антонова.

В 2025 году в России начнется реализация нового национального проекта – «Инфраструктура для жизни». В числе прочего он будет сфокусирован и на качестве дорог, снижении аварийности и повышении комфорта для автомобилистов и пешеходов.