Эксперт ПИУ РАНХиГС о исключении отдельных экономических преступлений

В Послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин предложил пересмотреть часть норм уголовного законодательства России в части преступлений с экономическим составом (источник: ТАСС).

   
   

Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и уголовного права Елена Щербакова отметила, что необходимость декриминализации по отдельным экономическим составам преступлений назрела уже давно.

«В последние годы дискуссия по исключению ряда экономических составов из уголовного закона велась в рамках необходимости повышения пороговых значений крупного и особо крупного размера ущерба при совершении экономических преступлений с учётом инфляции. Совершенно по-новому вопрос декриминализации рассматривается сейчас, в период кардинальных изменений в российской экономике, связанных с введением ограничений со стороны некоторых западных стран и выразившихся в вынужденной переориентации логистических цепочек, смене экономических партнёров, а также диверсификации товаров и услуг. Всё это бросает серьёзные вызовы субъектам экономической деятельности. В подобных условиях государству необходимо создать дополнительные условия защиты прав и законных интересов российского бизнес-сообщества. Одним из таких инструментов защиты может стать озвученное в послании Федеральному Собранию РФ предложение Президента РФ об исключении отдельных составов экономических преступлений из УК РФ.

Впервые подобное заявление от главы государства прозвучало в июне 2022 года в рамках пленарного заседания на XXV Санкт-Петербургском экономическом форуме. В ответ на такое предложение Минюст РФ занялся разработкой законопроекта, в котором предлагается отменить уголовное наказание за ряд экономических преступлений, в частности за ведение предпринимательской деятельности без регистрации (ст. 171 УК РФ), за регистрацию заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом (ст. 170 УК РФ), за внесение заведомо ложных сведений в межевой или технический план (ст. 170.2 УК РФ), за злостное уклонение от раскрытия информации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ), а также исключить некоторые квалифицированные составы преступлений данной группы, в частности состав, предусматривающий незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара (ч. 2 из ст. 180 УК РФ). Декриминализация перечисленных составов в полной мере отражает предложение Президента РФ по пересмотру некоторых аспектов уголовного законодательства и представляется вполне обоснованной, поскольку за данные деяния уголовный закон либо не предусматривает наказания в виде лишения свободы, либо такое наказание на практике не назначается.

На данном этапе также важно вывести действия, являющиеся результатом незначительных ошибок хозяйствующих субъектов или обычной частью хозяйственного оборота, из категории "преступных". В связи с этим можно предложить замену уголовного наказания более мягкими мерами административного воздействия, а также ввести специальные случаи освобождения от уголовной ответственности по отдельным составам, где в качестве обязательного условия освобождения обозначить возмещение причинённого субъектом экономической деятельности вреда.

Стоит отметить, что глава государства признал необходимость сохранения государственного контроля в данной сфере во избежание возможных злоупотреблений, но при этом важно "не перегибать палку", стремясь зарегулировать каждый шаг экономического субъекта и тем самым усложнить его работу в экономическом поле.

В целом, можно сделать вывод о том, что изменения по либерализации и гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере должны благоприятно повлиять на деловой и предпринимательский климат и условия для ведения бизнеса в России», - отметила эксперт.