Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе?

   
   

Накануне Дня знаний наш корреспондент встретился с учителем - Героем Труда Российской Федерации Людмилой Корниловой, чтобы побеседовать о предстоящем учебном годе, учениках, их родителях и, конечно, педагогах.

В День знаний - волнующая встреча

- Людмила Ивановна, о чем вы думаете накануне 1 сентября?

- О том, каким будет этот учебный год. Каждый год приносит что-то новое. В преподавании истории происходят переход на линейную систему и завершение концентрической системы в соответствии с историко-культурными стандартами (концентрическая система предполагала изучение истории в два этапа: 5-9-й классы, а затем изучение этого же материала на более высоком уровне в 10-11-м классах. - Авт.). Будут определенные новшества и в ОГЭ. В этом году в ряде регионов учащиеся 9-х классов будут сдавать устный экзамен по русскому языку. Возвращается в школу преподавание астрономии. Но самое волнующее - первая встреча со своим 9-м классом. Всегда интересно, какими стали ученики, наверняка выросли, повзрослели. Этот период самый сложный в их жизни. Они еще дети, но уже хотят совершать взрослые поступки, а отвечать за них не всегда готовы.

- Какая реформа, по вашему мнению, не нужна современной школе?

- Не хотелось бы, чтобы, как в 90-е годы, говорили: «Школа должна оказывать только образовательные услуги». Тогда из нее выгнали всю воспитательную работу. Считаю, школа и учит, и воспитывает человека, формирует гражданственность, патриотизм. Воспитательное направление нужно усиливать.

- Кто виноват в плохом воспитании детей, школа или родители?

   
   

- А кто сказал, что современные дети хуже воспитаны, чем предыдущее поколение? Они креативные, мобильные, жаждущие всего нового. Я считаю, что должен быть союз родителей и школы. Педагоги развивают уже заложенное в ребенке. Если в семье неблагополучная обстановка, школа будет за него бороться. Сваливать только на педагогов всю воспитательную работу, конечно, нереально. Да, мы учим, помогаем, воспитываем. Как быть, если дома школьник видит и слышит другие примеры?

Организации без политики

- Есть ли место в современной школе каким-то организациям, объединениям, акциям?

- Конечно, полный возврат в прошлое не нужен: политические организации в школу не вернутся. Детская общественная организация нужна и должна существовать. Только объединять детей нужно по интересам и направлениям, где подростки будут осуществлять свободный выбор деятельности, проявлять самостоятельность, спорить, искать пути решения проблем, творчески самореализовываться. Это и волонтерское движение, и поисковая работа, экологическое направление. Варианты могут быть самые разнообразные.

- Каково ваше отношение к ЕГЭ? Много споров по этому поводу.

- Плюс ЕГЭ - в уравнивании шансов. Дети независимо от места учебы, в селе или городе, имеют шанс на поступление в вуз. Ребенок из глубинки с хорошими баллами может учиться в Москве, Питере, Саратове. Минус в том, что ученики, выбрав предметы для сдачи ЕГЭ, занимаются глубоко только ими, другие считают неважными. Есть еще одна проблема при сдаче: некоторые задания выходят за пределы школьной программы, вводя в стресс сдающего. Не мешало бы упростить процедуру его проведения. Раз это экзамен, атмосфера должна быть более доверительной.

- Трудно быть учителем, начинать с нуля, особенно молодым педагогам?

- Да. У молодого педагога есть диплом об окончании вуза, а учителем ему еще предстоит стать. И как здорово, если на первых порах у молодого специалиста окажется рядом мудрый наставник, который поможет, поддержит, научит. Если педагог отработал в школе 2-3 года и не ушел, значит, останется в ней на всю жизнь. Иногда входишь в класс, перед тобой ребята, каждый со своим настроением, проблемами, а ты должна сделать из него за 45 минут своего единомышленника. И когда по окончании урока слышишь от учеников: «Спасибо за проведенный урок», - искренне радуешься. Разве это плохая работа?

- В вашем лицее лучшие ученики области. Приходилось бывать в сельской школе, где холодно и все удобства на улице?

- Сама училась в такой школе, на родине в Ставропольском крае. Главное, ведь, не удобства, хотя и они важны, а педагоги, атмосфера. Тогда в нашем селе не было даже единого здания, мы ходили из одного помещения в другое, до школы приходилось идти пешком 4 километра. Кстати, у меня была классная руководительница, которая работала еще во время учебы моего отца. Отсюда большое уважение, вспоминаю ее до сих пор. Уверена, учиться можно везде, даже в такой школе вырастают удивительные, прекрасные люди. Если нет желания, то и в городе все знания пройдут мимо ребенка.

- Иногда родители обсуждают действия педагога. Это уместно?

- Нет. В семье должны воспитывать уважение к учителю. Меня именно так воспитывали, никогда в моем присутствии не позволялись осуждающие разговоры в адрес учителей. Да и росла я в учительской семье, мама преподавала в школе, и я видела, какой это тяжелый труд. А когда родители обсуждают педагога при детях, это порождает неуважение к учителю. Всегда говорю родителям: «Если есть проблемы, приходите, вместе будем решать».

- Родители жалуются на огромный объем домашнего задания. От чего оно зависит?

- Регламентируется САНПИНом, он определяет уровень и объем заданий. Если же ученик пошел в специализированный лицей, должен готовиться к глубокому изучению предмета, в том числе и самостоятельно.

Зачем ученикам рейтинг?

- Чем нынешние ученики отличаются от тех, которые учились 10-15 лет назад?

- Предыдущее поколение училось в условиях коллективизма. Они старались держаться вместе, дружить. Теперь пришло поколение, в основе воспитания которого индивидуализм. Это другие дети, они ведут себя иначе. И нам всем еще предстоит увидеть со временем какими они станут в будущем.

- У каждого ученика есть рейтинг, портфолио, в классах поддерживается атмосфера состязательности, конкуренции.

- Разве плохо, когда ученик стремится быть лучшим? Успешен в жизни, в работе тот человек, который может быть лидером, сумеет себя проявить. Значит, это должно быть и в школе, если мы хотим после выпускного бала видеть молодых людей, приспособленных к современной жизни.

- Ваше отношение к физическим наказаниям, применяемым к собственным чадам? Раньше считали такой подход эффективным.

- Недопустимо! Давным-давно был такой случай в моей практике. С папой такого ученика много говорила на эту тему: «Человек, которого унижают, никогда не станет успешным, не сможет постоять за себя».

- Ваш совет родителям, отправляющим своих любимых чад первый раз в первый класс.

- Видеть в учителе друга, советчика. И идти со всеми своими вопросами и сомнениями в школу, а не обсуждать в семье с ребенком. Что же касается конкретных, а не общих советов, то следует помочь ребенку адаптироваться к школе, не срываться, не ругать, если что-то не получается. Просто нужно объяснить, что трудности есть у всех и надо научиться их преодолевать. И еще. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, говоря, какой тот умный, а вот ты… Он такой, какой есть. Просто любите своих детей!

 

Смотрите также: