Чужие среди своих. Агрессия в школах имеет множество причин

Трагедия в Казани всколыхнула мир. 19-летний нападавший, окончивший гимназию два года назад, вернулся в учебное заведение с ружьем и устроил настоящую бойню, семь детей и два учителя погибли… В Саратове, как и во всей стране, задались вопросом, насколько наши школы безопасны. Вопрос не праздный. 22 мая у нас прозвенит последний звонок.

   
   

Усиливают меры

В нашей области нападения учеников на школы имели место. Ровно два года назад в Вольске 14-летний юноша бросил в класс, где были учитель с детьми, бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью, а затем, выйдя в коридор, бросил вторую подобную бутылку. Пожара, к счастью, не произошло. Но не повезло 12-летней девочке, встретившей злоумышленника по пути в класс. Он ударил ее топором по голове, она частично потеряла зрение.

После трагедии в Казани в Саратове были сделаны заявления о необходимости усилить меры безопасности в школах. Решено активизировать работу психологов, активнее следить, как соцсети влияют на детей.

«Прошу муниципалитеты со всей строгостью и ответственностью отнестись к усиленным мерам пропускного режима, - озвучил на совещании и.о. министра образования области Михаил Орлов. - Речь о видеонаблюдении за территорией образовательной организации, зонах входа и выхода, минимизации группового прохода в организацию. Прошу в срочном порядке провести дополнительные инструктажи среди сотрудников, родителей и детей о поведении в экстренных ситуациях».

При этом на брифинге начальник отдела развития общего и дополнительного образования министерства образования области Елена Темникова сообщила, что только 33% школ находятся под защитой Росгвардии и вневедомственной охраны. В остальных учреждениях за безопасность отвечают штатные сотрудники.

Что зависит от нас?

Мама первоклассницы Екатерина Попова призналась, что известие о трагедии в Казани сильно напугало родителей.

«Дочь рассказала, что у них в школе проводился инструктаж, как себя вести, если начнут стрелять, - сообщила женщина. - В пандемию меры безопасности и так оказались усилены из-за эпидемиологической обстановки: младшеклассники заходят отдельно от старших классов через запасной вход. Только по пропускам. Турникеты высокие, через них не перепрыгнешь. Родителей не пускают. Установлены видеокамеры. На входе дежурят охранник средних лет и вахтерша. Во многих же школах на входе сидят пенсионеры за маленькую зарплату».

   
   

В разговоре родители подчеркнули, что хотели бы, чтобы за безопасность детей отвечали профессионалы.

«Пусть это ударит по кошельку, но я готова платить», - сказала другая родительница.

Дети же признают, что не всегда обстановка в классе доброжелательная и приятная: изгои подвергаются травле. Отсюда ненависть к школе, сверстникам и всему миру.

«Психологи работают с детьми по разным методикам, мы, классные руководители, если самостоятельно не можем разрешить ситуации, обращаемся к ним за помощью, - подчеркнула учитель Татьяна Смотрова. - Чтобы учебные заведения стали безопаснее, детей и педагогов придется проводить еще и через металлоискатели, смотреть, что они приносят, но это нереально, полдня займет. Если у ребенка в голове зреет нападение, то это можно вовремя обнаружить и пресечь. Очень многое зависит как от школы, так и от семьи. Однако нервный срыв, равно как и психические проблемы, не прогнозируемы. Общество полагает, что может это контролировать, если будут приниматься меры, но это, скорее, самоуспокоение».

Педагоги соглашаются, что микроклимат в коллективе должен быть комфортным. И это касается не только школ.