Чему учат в школе? Новые инициативы привели к дискуссии

Что ни день, то новые громкие заявления чиновников, касающиеся сферы образования. В Саратове предлагают объединить школы с детскими садами, зачислять ребенка в школу строго по прописке, а заодно повышать качество сельского образования. Насколько сейчас эти меры востребованы?

   
   

Малокомплектные обещают не закрывать

Замглавы администрации Саратова по социальной сфере Александр Бурмак на своей странице в соцсетях сообщил, что на заседании межведомственного совета по повышению качества образования в области обсуждался вопрос сохранения малокомплектных школ в районах области. Поэтому решено детские сады объединить со школами.

Многие родители положительно оценили эту инициативу.

«Если классная руководительница будет приходить в детский сад и в игровой форме проводить занятия для своих будущих учеников, то это будет прекрасно, - рассуждает молодая мама Анна Семенова. - Так дети смогут быстрее привыкнуть к школе, у них безболезненнее пройдет адаптация, переход с одной образовательной ступени в другую. Но тут важно, чтобы хорошую идею не извратили, как у нас нередко бывает».

Сейчас в регионе насчитывается 56,7% малокомплектных школ, в 40% таких учреждений численность учеников не превышает 40 человек. В старших классах обучаются по пять школьников.

Исполняющий обязанности министра образования области Михаил Орлов успокаивает, что малочисленные школы закрывать не планируется.

«Напротив, мы должны искать меры повышения качества образования, исходя из специфики каждой территории», - обнадеживает руководитель ведомства.

   
   

В последнее время к сельскому образованию общественность начала присматриваться все пристальнее. В правительстве на заседании межведомственного совета этому были посвящены выступления директоров образовательных учреждений: есть проблемы и с дорогами, и с транспортом, а самое главное - с учителями. Один специалист может вести по три-четыре предмета. Также в селах ощущаются серьезные демографические проблемы: молодые семьи уезжают жить в города, численность населения снижается. Глава Краснопартизанского района Юрий Бодров считает, для того чтобы ученики оставались в районах, для них должны быть созданы условия.

Правила установлены

Сумятицу в родительские умы внес мэр Саратова Михаил Исаев, который заявил, что записывать детей в школы следует по прописке, необходимо проверить механизм зачисления детей в образовательные учреждения и подготовить жесткий регламент зачисления учащихся.

«Нужно разорвать порочную практику, когда в школах Саратова учатся дети, не прикрепленные по прописке к данной организации, - призывает градоначальник. - Понимаем, что нельзя быть категоричными, и исключения имеют место быть, но этим нельзя злоупотреблять».

В родительских чатах родители пришли в недоумение: сейчас многие выбирают учреждение по профилю, по способностям ребенка. Как можно перестать с этим считаться?

У учителей отношение к подобному заявлению оказалось неоднозначным.

«По-хорошему, ребенок должен получать образование по месту прописки, - считает педагог Ольга Комарова. - С другой стороны, сейчас люди достаточно мобильные. Они могут быть прописаны в каком-нибудь районе, а жить при этом в Саратове. Если же рассуждать с позиции родителей, то, безусловно, каждый стремится отдать свое чадо в школу, которую считает хорошей. И их тоже можно понять».

На самом деле правила приема детей в первый класс прописаны и регламентированы. В региональном министерстве образования сообщили, что первый этап приема первоклашек проходит с 1 апреля по 30 июня. Этот период предназначен для детей, имеющих первоочередное или преимущественное право зачисления в школы, а также для детей, живущих в том же районе, где находится школа. Внеочередное право для детей прокуроров, судей и следователей действует для школ с интернатами.

Второй этап, с 6 июля и не позднее 5 сентября, - для детей из других районов. Их зачисляют не по прописке в том случае, если в образовательном учреждении есть свободные места.

«На самом деле на поверхность вытаскиваются не самые острые проблемы образования, - считают учителя. - Реальные проблемы кроются в другом». В частности, в негласном правиле не оставлять ребенка на второй год, когда он не справляется со школьной программой, потому что сам факт отстающего школьника считается большим минусом для школы. Как итог, полученные «двойки» на экзаменах, что свидетельствует о нулевых знаниях. Не может быть высоким качество образования в том классе, где на уроках сидят больше 30 учеников, особенно если они первоклашки.

Всем нужно отчитываться о проделанной работе, рапортовать о результатах. Только непонятно, как это соотносится с реальным качеством образования.