Казачье братство в школе. Тамара Абрамова о воспитании ученков

Вопреки законам педагогики

Наиля Кязимова: Тамара Валериановна, когда пришло понимание, что школе необходимо казачество?

   
   

Тамара Абрамова: Директором школы меня назначили в январе 2003 года. Буквально дней через пять мне принесли из милиции предписание, в котором говорилось, что ученики 43-й школы совершили 5 преступлений и до 50 правонарушений.

Поблизости находятся такие уважаемые учреждения, как 15-й лицей, 34-я школа, 58-я гимназия. И дети, которые не смогли в них попасть, учились у нас. В школе было 1400 учеников. Это 46 классов, в которых две трети - мальчики. Многие воспитывались без отцов, были предоставлены самим себе.

Практически каждый день в школе били стёкла. Это считалось в порядке вещей. Как только я не боролась со сложившейся ситуацией! И уже совсем отчаялась, когда в школу зашёл атаман Саратовского отдела Волжского войскового казачьего общества Андрей Фетисов. Он предложил услуги охранного агентства. На тот момент мы уже расторгли договора не с одним охранным предприятием, потому что они ничем не могли нам помочь. Андрей Викторович понял ситуацию и предложил заняться воспитательной работой. В законе об образовании того времени такого пункта не было. Считалось, что школа должна обучать, но не воспитывать. Но мы решили пойти своим путём.

- То есть открыть в 2004 году первый казачий класс?

- Да. Мы взяли один из самых проблемных классов школы и одели его в кадетскую форму. Это был 6-й класс, и успеваемость в нём должна была с каждым годом всё больше идти на спад. Но вопреки законам педагогики через два года среди учеников появились десять хорошистов и отличница. Дети стали стремиться к учёбе. Мы приглашали художников, писателей, людей, воевавших в горячих точках... Они приходили пообщаться с детьми, рассказать о своей жизни. Так шла воспитательная работа, которая когда-то была заброшена, а сейчас снова «прописана» в законе об образовании.

На третий год мы вновь объявили набор в казачий кадетский класс, на этот раз в 5-й. Со всего Заводского района к нам привели 20 детей. Это были ученики, которые ушли из других школ из-за проблем с дисциплиной, успеваемостью и взаимопониманием с учителями.

Из этих детей мы сделали гордость школы. В этом сборном классе был выбран первый атаман. Ученики приняли участие во Втором международном съезде православной казачьей молодёжи. В Волгограде они представляли Волжское войско, в которое, помимо Саратовской области, входят ещё 8 регионов. Наших учеников отметили, а выбранный атаман Никита Косырев вошёл в Международный совет молодёжи по делам казачества. Все эти успехи окрылили детей и их родителей. На следующий год в школе было четыре казачьих класса, потом - восемь, и так это направление стало расти в арифметической прогрессии.

Кадетская форма дисциплинирует

- В этом году вашему казачьему движению исполнилось 10 лет. Востребовано ли сегодня в обществе это направление?

   
   

- В нашей школе из 40 классов 33 казачьих. Это 83%. В прошлом году было 75%, в позапрошлом - 64%. У нас уже давно нет преступлений, и редко бывают правонарушения. Среди учеников появились победители региональных олимпиад. Казачьи классы переполнены. Сегодня многие родители хотят надеть кадетскую форму на своих детей. Приезжают к нам учиться из Октябрьского, Кировского и даже Ленинского района. И мы по-прежнему принимаем всех. Вслед за нами ещё 10 школ области открыли казачьи классы. Сейчас вот и школа № 64 думает присоединиться к нашему движению. Наверное, это востребовано обществом. Родители хотят дать своим детям хорошее образование и воспитание. Казачество в регионе поддерживают. Несколько раз в нашу школу приезжали министр общественных связей и национальной политики области Борис Шинчук, губернатор Валерий Радаев. И это приятно.

Фото: АиФ

- В других школах многие дети и их родители выступают против формы. Неужели у вас не возникает подобных случаев?

- И в казачьих классах у нас есть дети, которые не носят кадетскую форму. К примеру, в этом году в 10-й класс к нам из других школ перешли три девочки и пока ещё не совсем восприняли казачью жизнь. Но по истечении трёх месяцев одна из них уже собирается шить форму. Всё это только по желанию. Мы никаких требований не выдвигаем и форму не навязываем. Но практика показывает, что со временем все дети включаются в один процесс - им казачья жизнь интереснее.

Недавно вот 17 человек пошили верхнюю форменную одежду. Возник ажиотаж, другие ученики тоже захотели такую. Это всё происходит спонтанно по инициативе самих детей. У нас отлично работает внутреннее самоуправление. Выстроена целая иерархия: есть атаман, у него - помощники, ученики старших классов являются наставниками младших. Они это называют казачьим братством. Это формирует ответственность: ученик в кадетской форме понимает, что не может подвести ни товарищей, ни семью, ни школу. В этом и выражаются патриотизм и духовность - качества, о нехватке которых стали говорить.

Дети нуждаются в наставниках

- В семьях, где дети растут без отцов, казачество восполняет потребность в мужском воспитании?

- Мужское воспитание у нас проявляется в том, что в школу приходят офицеры-наставники, занимаются с детьми. Андрей Фетисов возглавляет спортивный клуб «Казачок», созданный при школе. Помогают ему в этом учителя физкультуры. Клуб объединяет в себе большое количество спортивных секций, в том числе и казачьих. Дети занимаются верховой ездой, фланкировкой с шашками и нагайками, строевой подготовкой. Есть кружок авиамоделирования. Это всё бесплатно. В планах - построить тир. Прежде он здесь был: оружие, которое разрешается иметь в школе в учебных целях, пришло в негодность, и мы его сдали. Начальной военной подготовкой на данный момент заниматься трудно. Но, тем не менее в кабинете ОБЖ у нас есть два учебных автомата Калашникова, которые с большим удовольствием собирают и разбирают мальчишки. Кроме того, в действуют платные секции по кудо и рукопашному бою. Все казаки, которые к нам приходят заниматься с детьми, - успешные люди. И, конечно же, дети равняются на них.

Досье: Тамара Абрамова родилась 25 ноября 1964 года в селе Колояр Вольского района Саратовской области. В 1991 году окончила Саратовский педагогический институт имени К.А. Федина по специальности «учитель математики и физики». В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию и была назначена директором МОУ «СОШ № 43». С 2011 года член Общественной палаты Саратовской области.